Правовое регулирование в информационной сфере
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова:
информационная сфера,информация, документ, персональные данные,
документооборот,киберпространство, Интернет, СМИ
Аннотация:Признаки
и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг.
Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с
1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.
Уже
на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах
правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство
выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое
регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что
ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью
разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.
Информационные
ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им
фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления.
Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование
в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно,
однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний
день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих
вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также
необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.
В
настоящей статье раскрывается определение таких понятийкак «информация» и
«информационная сфера», которые содержатся в российском законодательстве. Также
анализируются особенности правового регулирования в сфере оборота персональных
данных, документирования, Интернета, деятельности средств массовой информации.
До
начала 1990-х гг. понятие «информация» не применялось в отечественном
законодательстве, поэтому современное российское законодательство и юридическая
наука повторно адаптировали это понятие лишь сравнительно недавно - не более
двадцати лет назад.
Наиболее
значимое применение понятия «информация» связано с Конституций РФ 1993 года,
где это понятие используется пять раз. В Конституцииимеется статья 29, которая
закрепляет право граждан на информацию. В данной статье говорится о том, что
каждый имеет праволюбым законным способом свободно искать,получать, передавать,
производить и распространять информацию[1].
В
1995 году понятие «информация» было сформулировано в Федеральном законе «Об
информации, информатизации и защите информации» (утратил силу в 2006 году). В
ст. 2 данного нормативно-правового акта под информацией понимались любые сведения
о лицах, предметах, процессах, событиях и фактах в независимости от формы их
представления [5].
В
настоящее время легальное определение понятия «информация» содержится в
Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» - это сведения (сообщения,
данные) вне зависимости от формы их представления [3].Следует отметить, что в
указанном законе понятие «информация» используется 183 раза[12, с. 18].
Понятие «информация» множество раз употребляется и в российских кодексах.
По подсчетам Ю. В. Волкова, оносвыше 800 разиспользуется в 18-ти действующих
российских законах, а если учитывать его синонимы и различный контекст - то
свыше 4500 раз. Так, понятие «информация» встречается: в Кодексе РФ об
административных правонарушениях (215 раз), Налоговом кодексе (154 раза),Гражданском
кодексе РФ (87 раз), Воздушном Кодексе (64 раза), Уголовном кодексе (38 раз), Земельном
кодексе (15 раз)[12, с. 20].
Представленные данные свидетельствуют о том, что понятие «информация» очень
часто используется практически во всех отраслях российского законодательства иуже
давно перешло из разряда специальных понятий (математических, философских,
технических и др.) в разряд понятий юридических. Таким образом, можно сделать
вывод о том, что область применения понятия «информация» не ограничивается лишь
специальным информационным законодательством. В настоящее время оно стало
универсальным для всего законодательства и применяется практически во всех
отраслевых законодательных актах.Более того, можно уверенно утверждать о том,
что ни одно другое понятие (включая и чисто юридические) не встречается столь
часто и втаком количестве различных документов.
Обратной стороной широкого распространения понятия «информация» является
тот факт, что в российской юридической науке оно в основном ассоциируется с
документом. Соответственно, право на информацию также ассоциируется с правом
ознакомления с документом [16, с. 62].
От
понятия «информация» переходим к анализу понятия «информационная сфера».
В
настоящее время понятие «информационная сфера» широко используется в различных
программных актах. В разделе I Доктрины информационнойбезопасности России от 2016
г. содержится легальное определение этого понятия - «совокупность информации,
объектов информатизации, информационных систем, сайтов в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных
технологий, субъектов, чья деятельность непосредственно связана с формированием
и обработкой информации, развитием и использованием указанных технологий,
обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов
регулирования соответствующих общественных отношений»[2].
Информационная
сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного
взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты
информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой
данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий;
5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов
информационного взаимодействия[18, с. 65].
Информационная
сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества.
Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономическойсферы,
а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.
Можно
выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем
будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов
информационного взаимодействия.Это: 1) информационные службы (банки данных,
агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов,
газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы,
электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства
сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон);
6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации
(системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети)[13, с. 162].
С
юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две
категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную
(письменность, знаки и символы).
В
качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально
состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения
исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов,
подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3)
реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4)
создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также
средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств
информационной безопасности[17, с. 89].
Однако
число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается
ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1)
область международного информационного обмена; 2)реализации основных
информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и
государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств
массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и
проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности
России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения
предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8)
формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного
дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров[17, с. 89].
Рассмотрим
особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.
Законодательство
России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ
норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а
также специальных законов.
В
2006 году был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных». На сегодняшний день - это главный закон, который
регламентирует все отношения в области оборота персональных данных. Его
основным предназначением является обеспечение защиты прав и свобод человека в
процессе обработке персональных данных. Кроме того, данный закон также призван
защищать частную информацию от каких-либо незаконных посягательств со стороны
третьих лиц.
Одной
из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются
вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также
семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.
Необходимо
отметить одну важную отличительную особенность законодательного регулирования в
сфере персональных данных. Она заключается в том, что в случае возникновения
каких-либо противоречий будут применяться нормы международного договорного
права, поскольку именно они обладают приоритетом над правилами, которые
предусмотрены Федеральным законом «О персональных данных»[9, с. 23].
В
Федеральном законе «О персональных данных» раскрывается определение понятия
«персональные данные» - «любая информация, которая относится к определенному
(либо определяемому) физическому лицу, т.е. субъекту персональных данных».
Персональными данными в частности, являются: имя, фамилия и отчество субъекта
персональных данных, дата, месяц, год и место его рождения, образование,
профессия, адрес, имущественное, семейное и социальное положение, доходы, а
также иная информация[4].
Обработка
персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними.При
обработке персональных данных создается информационная система персональных
данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система
как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации.
Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления
данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными,
а также их распространения, восстановления, изменения и стирания[20, с. 143].
При
обработке персональных данных необходимо соблюдать ряд определенных условий, а
также предусмотренный законом порядок доступа к таким сведениям. Например,
согласно закону«О персональных данных», следует обеспечить конфиденциальность
персональных данных, но в некоторых случаях этого можно и не делать (к примеру,
в отношении общедоступных персональных данных, а также при обезличивании
персональных данных).
Персональные
данные должны храниться в надлежащей форме. Такая форма должна предоставлять
возможность идентифицировать субъекта персональных данных, в предусмотренный
целями обработки срок.После того как цели обработки персональных данных будут
достигнуты либо если отпадет сама необходимость в их достижении, то
персональные данные должны быть уничтожены. Ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О
персональных данных» обязывает оператора незамедлительно прекратить обработку
персональных данных и уничтожитьих(в течение 3-х дней, если закон не
устанавливает иные сроки), в том случае если была достигнута цель обработки[20,
с. 144].
Персональные
данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.
Теперь
рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе
электронного.Организация работы с документами является основой деятельности
любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому
любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании
эффективной организации работы с документами.
Определение
документирования содержится в ГОСТ Р 7.0.8-2013 - «запись информации на
различных носителях, в соответствии с предусмотренными правилами». В данном
государственном стандарте также содержится определение таких ключевых понятий
организации работы с документами как «документооборот», «реквизит документа» и
«внутренний документооборот»[8].
Документооборотом
является перемещение документов между их составителями и исполнителями по
информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет
проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до
их сведения, а также произвести учет и контроль.
В
свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения
документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь
массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи
информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в
сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения
распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой
системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто
электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи
компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.
В
условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются
факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI
в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.
1.
Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители
информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.
3.
Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на
область оборота документированной информации.
4.
Происходят процессы стандартизации и унификации документации.
5.
Большинство информационных отношений носят преимущественно международный
характер[14, с. 176].
Основы
регулирования отношений в сфере электронного документооборота были установлены
в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[6].Подчеркнем,
что, один этот закон не способен решить все правовые проблемы, которые
существуют в сфере электронного документооборота. В частности, по-прежнему не
решены задачи, связанные с информационным обеспечением государственного
управления. Поэтому нередки ситуации, когда какое-либо ведомство либо
министерство не имеет ровным счетом никакой информации о том, что делает в
области документооборота другое государственное учреждение, причем даже если
оно расположено на соседней с ним улице. Необходимо также отметить, что в
последние годы в сфере электронного документооборота были реализованы несколько
довольно интересных инициатив, например, интернет-голосования, которые
проводятся при формировании Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по
развитию гражданского общества и правам человека[15, с. 141].
Одним
из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе
отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования
глобальной сети Интернет.
Интернет
уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он
оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь
общества.
При
использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные
отношения - информационные отношения, которые направлены на организацию
движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной
природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует
называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями.
Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть
подключена к компьютерной сети.
Исследованием
правоотношений в информационной сфере занимался профессор И. Л. Бачило. В
данной сфере он выделяет «виртуальные связи в Интернете», а также т.н.
виртуальные отношения, которые существенно отличаются от обычных отношений
двумя обстоятельствами. Во-первых, они совершаются между виртуальными
субъектами, а во-вторых, они формируются и реализуются на основе информационных
технологий, без использования традиционных документированных ресурсов[10, с. 14].
В
Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические
лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными
нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том
числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без
правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под
сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией
и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового
регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного
общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами
международного и договорного права.
В
зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно
проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности,в США,
Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество
различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного
регулирования электронных сетей и Интернета.
Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят
исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая
является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.
В
настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода,
направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.
Находящиеся
в меньшинстве приверженцы первого подхода считают, что необходимо отказаться от
любого стороннего вмешательства в сеть Интернет. По их мнению,
киберпространство является новой территорией, которая существенно отличается
(прежде всего качественно) от физического пространства. Поэтому здесь не будут эффективны ни судьи
«реального мира», ни какие-либо нормативные регуляторы. Очевидно, что подобный
подход уже давно устарел. Пользователи Интернета являются не виртуальными, а
вполне реальными лицами. У организаций и предприятий, которые ведут активную
деятельность в сети Интернет имеется юридический адрес, банковские счета и вся необходимая
для этого инфраструктура [11, с. 59].
Сторонники
второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения
являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для
коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями
лишь в пределах своих границ[11, с. 59].
Наконец
сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную
среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные
процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению
вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение
своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать
индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в
киберпространствеи тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной
сфере[11, с. 60].
Поскольку
в большинстве стран специальное законодательство, регулирующее Интернет
отсутствует, то при возникновении каких-либо споров суды некоторых зарубежных
стран применяют по аналогии законодательство о средствах массовой информации. При
этом отметим, что в настоящее время суды (как зарубежные, так и российские) уже
достаточно хорошо понимают специфические особенности Интернета.К примеру,
позиция российских судов сводится к тому, что Интернет не является средством
массовой информации. По их мнению, услуги сети Интернет относятся к услугам
связи и, следовательно, к ним следует применять нормы Федерального закона «О
связи». Также отметим, что информацию в Интернете распространяют в том числе ирядовые
граждане, а не только лица, которые обладают профессиональными познаниями в
данной сфере (например, журналист, главный редактор, информационное агентство и
т.д.)[11, с. 59].
С
2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета.
Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку
интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество
различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают
многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета
осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19,
с. 118].
Большинство
ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него
отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом,
поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного
собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из
основных признаков юридического лица.
Сегодня
нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового
регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий
относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц,
профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права,
разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических,
политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не
нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета
наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.
Можно
предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не
специального) правового регулирования.В этой связи считаем, что являются
несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета
специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для
регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.
Одним
из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества
являются независимые средства массовой информации (СМИ).
Массовая
информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое
печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал,
специализированное СМИ и т.д.).
Деятельность
российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1)
принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом
недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости
злоупотребления свободой массовой информации.
Организация
работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения;
2) регистрации; 3) распространения информации.
В
соответствии со ст. Федерального закона «О средствах массовой информации»
учредитель не имеет права каким-либо образом вмешиваться в работу СМИ, кроме
отдельных случаев, которые установлены в законодательстве либо в уставе
редакции СМИ.
СМИ
может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда,
либо его учредителя.
В
том случае если будет установлено, что редакция СМИ в течение 12-ти месяцев
неоднократно нарушала требования, предусмотренные ст. 4 Федерального закона «О
средствах массовой информации» и регистрирующий орган, делал учредителю либо
главному редактору СМИ соответствующие письменные предупреждения по этому
поводу, то для суда это будет является достаточным основанием для того, чтобы
прекратить деятельность СМИ[7].
СМИ
может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно
пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует
уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования
Советского Союза действовала разрешительная система.
Особой
средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных
сетевых изданий.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016,
№ 50, ст. 7074.
3.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ(ред. от 18.03.2019) «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства
РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
4.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ(ред. от 31.12.2017) «О персональных
данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
5.
Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ(ред. от 10.01.2003) «Об информации,
информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ,
20.02.1995, № 8, ст. 609.
6.
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ(ред. от 23.06.2016) «Об электронной
подписи» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
7.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1(ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой
информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992.
8.
ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство
и архивное дело. Термины и определения // Справочная информационная система
«Консультант Плюс».
9.
Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы //
Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 8. - С. 21-25.
10.
Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. - СПб.: Изд-во
Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2015. - 670 с.
12.
Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. - 2-е
изд., стер. - М.: Юрайт, 2019. - 112 с.
13.
Городов О. Информационное право. - М.: Проспект. - 2017. - 310 с.
14.
Копылов В. Информационное право. - М.: Юрайт. - 2018. - 480 с.
15.
Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. - М.:
Юрайт. - 2018. - 340 с.
16.
Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в
информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 6.
- (16). - С. 60-65.
17.
Ловцов Д.А. Информационное право. - М.: Российская академия правосудия. - 2016.
- 680 с.
18.
Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы
права: теория и практика. - 2017. - №26. - С. 64-69.
19.
Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы //
Международно-правовые чтения. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып.
2. - С. 114-123.
20.
Рассолов И. М. Информационное право. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,
2019. - 350 с.