Организация таксомоторных перевозок и безопасности движения
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Костанайский социально-технический
университет
имени академика Зулхарнай Алдамжар
«Допущен к защите»
___________ Заведующий
кафедрой
«Техника и технологии»
___________ д. ф.-м. н., проф. Джаманбалин К.К.
«____»__________2010 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 050713 «Транспорт,
транспортная техника и технологии»
На тему: «Организация таксомоторных
перевозок и безопасности движения»
Выполнил Шукманов А.С.
Научный руководитель
Ст. преподаватель Сагимбаев Р.И.
Костанай 2010
Содержание
Введение
1 Общие сведения об автотранспорте г. Костанай
1.1 История развития такси и таксомоторных услуг
1.2 Автобусный транспорт - как вид пассажирского транспорта
.3 Классификация транспорта
.4 Применение легкового транспорта для такси
.5 Типаж подвижного состава для перевозки пассажиров
Общие правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом
2.1
Общие правила
.2
Требования к городским маршрутам
.3
Оплата проезда
.4
Условия и порядок проезда пассажира
.5
Перевозка багажа
2.6 Лицензирование пассажирских автобусных перевозок
2.7 Организация диспетчерского управления движением автобусов
на маршруте
3 Автоматизации диспетчерской такси
Конструктивная разработка 40
.1 Обоснование конструктивной разработки
Охрана труда
5.1 Обеспечение безопасности движения на транспорте
5.2 Опасные вредные производственные факторы в подсистеме
“Человек”
.3 Опасные и вредные производственные факторы в подсистеме
“машина”
.4 Требования безопасности к производственному процессу
в системе “Ч-М-С”
.5 Техника безопасности при ремонте автотранспорта
Охрана окружающей среды
Экономическая часть проекта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
К 2012 году по дорогам мира будет ездить около 1 миллиарда автомобилей.
Развитие промышленности и сельского хозяйства, улучшение условий труда и быта
населения положительно сказалось на количественный и качественный рост
автомобильного транспорта.
Автомобилизация Казахстана осуществляется за счет завоза большого
количества зарубежных автомобилей, для чего созданы во многих городах
автосалоны, продающие российские, немецкие, японские, корейские, американские и
другие автомобили, изготовленные на автозаводах известных фирм и концернов.
В Казахстане функционируют построенные совместно с ВАЗом и КАМАЗ
автосборочные заводы в г. Усть-Каменогорске и Петропавловске по выпуску
внедорожников «Нива», легковых автомобилей «Шкода» и грузовых автомобилей
«КАМАЗ», развернута широкая сеть авторынков, автосалонов, продающих новые и
подержанные автомобили, выпускаемые в России, Германии, Японии, Корее, США и
других странах земного шара.
Автомобильный парк Казахстана на начало 2005 г. насчитывал 1532257 единиц
(увеличение за год на 4,1 процента). Из этого числа количество легковых машин
насчитывает 1 204 118 единиц. Личный транспорт занимает 86,1 % от общего числа
транспортных средств республики и составляет 1 319 427 единиц. Обеспеченность
легковыми машинами в прошедшем году составила из расчета на 100 семей - 31
единицу, на 1000 жителей - 76 единиц.
Большим спросом у предпринимателей пользуются коммерческие автомобили, к
которым относятся автомобили малой и средней грузоподъемности (от 0,5 до 2
тонн), обеспечивающие в условиях рынка доставку товара к прилавку. Среди
коммерческих автомобилей и микроавтобусов, широко используемых для перевозки
пассажиров в городах и между городами, наибольшее распространение имеют
автомобили «ГАЗель», изготовляемые на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ).
Удельный вес ОАО «ГАЗ» в производстве автомобилей в России составляет:
легковые - 6,5 %, грузовые - 55,6 %, автобусы - 47,9 %. На заводе освоен выпуск
автомобилей различных комплектаций: около 40 комплектаций автомобилей «Волга»,
свыше 100 комплектаций легких грузовиков «ГАЗель» и «Соболь», более 20
комплектаций среднетоннажных автомобилей.
Удобные и неприхотливые, автомобили «ГАЗель» имеют оптимальные
грузоподъемность и размеры, доступную цену и умеренные затраты на обслуживание.
Срок окупаемости - всего 1 год. Все это делает «ГАЗель» оптимальным объектом
для корпоративных и личных инвестиций.
Актуальность темы дипломной работы заключается в разработке современного
предприятия по оказанию таксомоторных услуг населению города Костанай на
современных автомобилях семейства ВАЗ-2110.
Целью дипломного проекта является организация работы такси и
микроавтобусов на городских улицах г. Костанай с учетом конъектуры рынка и
конкуренции предприятий пассажирского транспорта.
Задачи, решаемые в работе, заключаются в организация перевозок и включают
в себя:
· систематическое изучение пассажиропотоков;
· разработку на основе материалов обследования пассажиропотоков
рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие
новых и изменение направления существующих маршрутов, выбор типа и определение
количества подвижного состава на маршруте;
· составление расписаний движения автобусов и график выпуска
автобусов на линию;
· управление движением транспортных средств и оперативный
контроль регулярностью движений;
· обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути
следования;
· организация труда водителей.
1.
Общие сведения об автотранспорте г. Костанай
.1 История развития такси и таксомоторных услуг
таксомоторный
пассажирский перевозка маршрут
В современном мире с течением времени, человек ищет пути сохранения
времени. Интернет, быстрая пища, такси - ускоряют ритм нашей жизни.
Мы
часто пользуемся услугами такси <#"870248.files/image001.gif">
Рисунок 1.1 Габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2110
Особое место в данном контексте занимает электронная (бесконтактная)
система зажигания, благодаря чему автомобили данного семейства пользуются
огромным уважением среди автолюбителей.
Таблица1.2
Технические
характеристики автомобилей семейства ВАЗ 2110
Параметр
|
2110-011
|
2110-010
|
21102
|
21103
|
Число мест
|
5
|
2
|
Полезная масса, кг
|
470
|
470
|
460
|
455
|
Разрешенная максимальная
масса, кг
|
1480
|
1480
|
1480
|
1515
|
Снаряженная масса
автомобиля, кг
|
1010
|
1010
|
1020
|
1060
|
Габаритные размеры
автомобиля со снаряженной массой при статическом радиусе шин 265 мм
|
см. рисунок 1.
|
Расход топлива*, л/100 км
|
5,5 / 6,8 / 8,9
|
5,2 / 6,6 / 8,9
|
5,3/ 7,1 / 8,8
|
5,5/7,2 / 8,8
|
Максимальная скорость, км/ч
|
162
|
165
|
170
|
185
|
Время разгона с места с
водителем и пассажиром до 100 км/ч, c
|
15
|
14
|
14
|
12,5
|
Тормозной путь автомобиля с
разрешенной максимальной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке
сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более:
|
|
-при использовании рабочей
тормозной системы
|
38
|
- при использовании запасной тормозной системы (одного
из контуров)
|
85
|
* Расход топлива при скорости 90 км/ч / 120 км/ч / городской цикл.
.5 Типаж подвижного состава для перевозки пассажиров
Для осуществления перевозок в условиях г. Костанай используются
автомобили ГАЗ 3221 (Газель) разных модификаций.
Базовым вариантом среди микроавтобусов семейства ГАЗель является
ГАЗ-3221, хорошо подходящий как на роль служебного, так и туристического или
экскурсионного автобуса. Он имеет восемь удобных пассажирских кресел, которые
могут быть оборудованы подголовниками и подлокотниками. За задними сиденьями
можно разместить багаж массой до 250 килограммов.
Самая комфортабельная модификация ГАЗ-32212 рассчитана на перевозку шести
пассажиров. Для большего удобства микроавтобус может комплектоваться раскладным
столиком, который дает возможность работать в пути.
Рисунок
1.3 Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-3221
Наиболее
вместительным в ряду ГАЗелей-автобусов является 13-местный ГАЗ-32213, который
имеет модификацию ГАЗ-322132 - маршрутное такси. Годы эксплуатации ГАЗелей в
режиме работы на износ, который типичен для маршрутных автобусов, являются
веским доказательством выносливости и неприхотливости этих автомобилей.
Немаловажно,
что салон всех вариантов микроавтобусов оснащен дополнительным отопителем. Для
обеспечения комфортного микроклимата в теплое время года боковые окна автобусов
имеют сдвижные стекла. Стандартно устанавливается и люк в крыше.
Как
и любая другая модель семейства ГАЗель, микроавтобусы имеют полноприводные
модификации
Рисунок
1.4 13-местный ГАЗ-322132
Таблица
1.4
Технические
характеристики автомобиля ГАЗ-322132
Габаритные размеры
автомобиля
|
Длина, мм
|
5500
|
Ширина, мм
|
1966
|
Высота, мм
|
2200
|
Колесная база, мм
|
2900
|
Колея передних/задних
колес, мм
|
1700 / 1560
|
Дорожный просвет, мм
|
170
|
Пассажировместимость
|
10 / 13 человек
|
Масса автомобиля, кг
|
|
Снаряжённая
|
Полная
|
3250-3500
|
Трансмиссия
|
Коробка передач
|
Пятиступенчатая
механическая
|
Подвеска колёс
|
|
Передняя
|
Зависимая, на двух
продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими
амортизаторами
|
Задняя
|
Зависимая, на двух
продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами, со
стабилизатором поперечной устойчивости (по заказу), с гидравлическими
телескопическими амортизаторами
|
Тормоза
|
Рабочая тормозная система
|
Двухконтурная со схемой
разделения перед-зад, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем
|
Передние
|
Дисковые
|
Задние
|
Барабанные
|
Рулевое управление
|
Тип
|
винт - шариковая гайка
|
Колеса
|
Диски, размерность
|
5½J
x 16
|
Шины, размерность
|
175R16C или 185R16C
|
Двигатель
|
УМЗ-4215.10-30
Карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный двигатель
|
|
Система зажигания
|
электронная бесконтактная
|
Рабочий объём, л
|
2,89
|
Степень сжатия
|
8,2
|
Мощность, л.с. (кВт) /
об/мин
|
110 (81,0) / 4000
|
Максимальный крутящий
момент, кГс*м (Н*м) / об/мин
|
22,0 (216) / 2200-2500
|
Топливо
|
А-92
|
Эксплуатационные
показатели
|
|
Максимальная скорость, км/ч
|
115
|
Время разгона до 60 км/ч, с
|
14
|
Расход топлива, л/100 км
(по ГОСТ 20306-90) при 60 км/ч
|
11,5
|
Рисунок 1.5