Авианосцы серии Москва
Авианосцы серии Москва
Советские
моряки всегда мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой
мечты мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о
кораблях этого типа. Однако война подтвердила ведущую роль авиации в решении
основных задач на море. Половина погибших крупных кораблей была потоплена
самолетами. Поэтому в 1953 году проработки по легкому авианосцу были возобновлены,
а в 1955 году родился эскизный проект «263» — авианосец на 40 самолетов.
Советское кораблестроение в те годы испытывало крутой подъем, и казалось, что
строительство кораблей такого класса не за горами. Но вновь вмешалось
политическое руководство с беспрецедентным сокращением вооруженных сил, в том
числе и флота. Были разрезаны крейсера, готовые к сдаче, и даже вступивший в
строй «Адмирал Корнилов». Вопрос об авиационном прикрытии кораблей и конвоев
даже у побережья (не говоря о господстве в воздухе) замалчивался, крупные
корабли строить перестали, а авианесущие соединения были надолго заклеймены как
«орудие агрессии и разбоя»…
С
появлением у стран НАТО атомного подводного ракетоносного флота полностью
изменился подход к задачам отечественного военно-морского флота: основной упор
был сделан на стратегические и ударные подводные лодки — носители ракет, а
надводный флот сориентирован преимущественно на противолодочное направление;
тогда же постоянную прописку на палубах кораблей начали получать вертолеты.
В
начале 60-х годов в рамках создания океанского флота началось проектирование
корабля противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием
вертолетов. Таких кораблей тогда не было ни в одном из флотов мира. Коллективу
конструкторов под руководством А. С. Савичева пришлось отрабатывать с нуля
форму корпуса с клиновидным носом, широкой кормой, напоминающей двойной клин,
решать вопросы размещения мощного гидроакустического комплекса,
аэродинамические проблемы, размещать взлетно-посадочную полосу и ангары. И то
что до сих пор вертолетоносец смотрится вполне современно, заслуга корабелов,
сумевших создать боевой корабль с прицелом на долгие годы.
Подпалубный
ангар вмещал в себя 14 вертолетов, которые доставлялись на палубу двумя
10-тонными подъемниками. В надстройке имелся и ангар для дежурных вертолетов,
там же размещались тягачи.
Первый
корабль этого проекта (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на
Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два
года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй
Черноморского флота. Главным строителем кораблей этого типа был назначен И. И.
Винник, наблюдающими — офицеры В. Ф. Федин и И. С. Платонов.
Через
год с небольшим был поднят флаг на однотипном Ленинград и в конце 1967 года на
освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва
»,
который был назван «Киев». В процессе постройки третьего корабля выяснилось,
что вертолетов, определенных техническим заданием, недостаточно для решения
поставленных задач в полном объеме, площадь полетной палубы оказалась малой. В
сильный шторм корабль качало — явно не хватало водоизмещения. Кроме того, в
1967 году произошло еще одно событие, повлиявшее на достройку третьего крейсера
проекта «1123». На воздушном параде в Домодедове был показан самолет
вертикального взлета и посадки Як-38М, после чего возникла идея посадить этот
самолет на корабельную палубу. Попытки простым удлинением третьего корабля
создать авианосец не удались, «Киев» был разобран, и на его месте в 1970 году
заложили новый корабль с таким же названием.
Но
перед этим полетная палуба «Москвы» была укреплена, сам корабль модернизирован
и 18 ноября 1972 года принял на себя первый самолет вертикального взлета и
посадки Як-38М. Так на флоте рождалась новая профессия — корабельный летчик.
Когда
корабли серии «Москва» вступили в строй, они оказались уже неспособны
противодействовать американским подводным лодкам как из-за увеличившегося числа
субмарин, так и из-за их возросших боевых качеств, поэтому программа
строительства вертолетоносцев была отменена. Эти корабли, по советской
классификации — ПКР (противолодочные крейсера), оказались недостаточно
мореходными в плохую погоду.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.snariad.ru/