Проведение работ по ремонту автомобилей
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одной из
ведущих отраслей хозяйства Российской Федерации, который производит
грузоперевозки и пассажироперевозки более 60% от всех грузоперевозок и
пассажироперевозок страны.
Особенности и преимущества автомобильного
транспорта, предопределяющие его опережающие развитие, связаны с мобильностью и
гибкостью доставки грузов “точно в срок”.
Эти свойства автомобильного транспорта во многом
определяются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и
парков, зависящими, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во
вторых, от мер по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации и от
условий последней.
Основной задачей автотранспорта является
надежность и сохранность грузоперевозок, безопасность дорожного движения, то
есть автомобильная промышленность должна обеспечить потребителя надежным в
эксплуатации, простым в обслуживании, экологически чистым и экономным
транспортом.
Работоспособность автомобилей и парков
обеспечивается системой технической эксплуатации автомобилей. Техническая
эксплуатация автомобилей - это комплекс взаимосвязанных технических,
экономических, организационных и социальных мероприятий, обеспечивающих:
своевременную передачу службе перевозок или
внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимого назначения и
количества и в нужное для клиентуры время;
поддержание автомобильного парка в
работоспособном состоянии при:
.Рациональных затратах ресурсов;
.Нормативных условиях безопасности;
.Нормативных условиях труда персонала.
Так же большое влияние уделяется подготовке
специалистов по ремонту автомобилей. В нашей стране создано большое количество
автотранспортных и автодорожных колледжей и по ТО и ремонту автомобилей.
Наиболее важной задачей перед технической
службой является поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.
Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались
бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно.
При отдельной эксплуатации автомобиля достигает
такое состояние, когда их ремонт в условиях АТП становится технически
невозможным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или
капитальный ремонт на авторемонтном предприятии.
Главной задачей дисциплины технической
эксплуатации автомобилей заключается в профессиональной подготовке
конкурентно-способных инженеров для ТЭА на основе раскрытия закономерностей
изменения технического состояния автомобилей и процессе эксплуатации, изучения
методов и средств, направленных на поддержании автомобилей в исправном
состоянии при экономном расходовании всех видов ресурсов и обеспечении дорожной
и экономической безопасности.
Целью данного проекта является предложение новых
форм организации производства с целью повышения производительности груза и
качества произведения работ по ремонту. Внедрение новых технологий Тои ремонта
и современного высокопроизводительного оборудования.
Задачей проекта является:
провести технологический расчет;
подбор оборудования;
организация труда;
расчет площади цеха;
решение вопросов во охране труда и окружающей
среды;
научиться применять полученные знания на
практике.
.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕКТА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
.Тип предприятия - Грузовое предприятие,
предназначено для грузоперевозок по России.
.Категория условий эксплуатации КЭУ-3.
.Природно-климатическая зона - климат умеренно
холодный со средней температурой января -20 0С
.Количественный и качественный состав Асп=60
(из них 15 новых).
.Среднесуточный пробег автомобиля Lcc=130км
.Режим работы предприятия Дрг=353
дней, 6 дневная рабочая неделя, 7-часовой рабочий день. Начало и конец выпуска
автомобилей 800-820
7.Характеристика объекта проектирования -
Текущим ремонтом (ТР) называют устранение отказов и неисправностей автомобиля в
процессе его эксплуатации. ТР автомобилей включает устранение отказов и
неисправностей путём выполнения ремонтных операций с частичной или полной
разборкой узлов и агрегатов автомобиля или заменой их на исправные из
оборотного фонда. ТР производится, как правило, на АТП, в отдельных случаях часть
его выполняется на станциях и базах централизованного ТО автомобилей и в
авторемонтных мастерских.
. РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Выбор данных для
расчета
1) Тип подвижного состава - ЗИЛ- 4314
) Среднесуточное количество автомобилей Асп=60
(из них 15 новых)
) Среднесуточный пробег автомобиля Lcc=130
км
) Категория условий эксплуатации КЭУ-3
) Количество дней работы на АТП в году Дрг=353
дней
) Природно-климатические условия эксплуатации -
климат умеренно холодный со средней температурой января -200С
.1.1 Выбор
нормативов пробегов, трудоемкости ТО И ТР
Пробег: L=4000 км; L=16000 км; L=200000 км
Трудоемкость: tТО1=2.8 чел.ч.;
tТО2=11.2 чел.ч.;
tТР= 3.2
чел.ч.; tЕО=0.3 чел.ч.
Коэффициенты корректирования:
К1(ТО)=0.8 К1(ТР)=1.2 К1(КР)= 0.8
К2(ЕО)=1.0 К2(ТО и ТР)=1.25
К2(КР)=1.0
К3(ТО)=0.9 К3(ТР)=1.1 К3(КР)=0.9
К4(1)=1.19 К4(2)=1.35
К5=1 = 0.3 = 15
2.1.2
Корректирование норматив пробегов до ТО-1, ТО-2 и КР
L = L К1 К3, км
(2.1)
L2 = L К1 К3, км
(2.2)
Lкр = L К1 К2 К3, км (2.3)
Где: L1 и L2 расчетные
периодичности ТО-1 и ТО-2, км;
Lкр -
расчетный пробег автомобиля до капитального ремонта,
L и L -
нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2, км
К1- коэффициент корректирования нормативов и
зависимости от категории условий эксплуатации,
К2 - коэффициент корректирования нормативов в
зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы.
К3 - коэффициент корректирования нормативов в
зависимости от природно - климатических условий и агрессивности окружающей
среды.
L = 4000 ●
0.8 ● 0.9 = 2880 км.
L2 = 16000 ●
0.8 ● 0.9 = 11520 км.
Lкр = 200000 ●
0.8 ● 0.8 ● 0.9 = 115200 км.
2.1.3
Уточнение скорректированных пробегов ТО-1, ТО-2, КР и по кратности
n = (2.4)
Где n - величина
кратности.
n1 = = 22.2
Окончательно скорректированная по
кратности величина периодичности ТО-1(L1) принимает
значение:
L = n Lcc, км (2.5)
L1=
22 ● 130 = 2860 км.
После определения расчетной периодичности ТО-2 (L2)
проверяется ее кратность со скорректированной периодичностью ТО-1 (L1).
n = (2.6)
Где n - величина
кратности.
n2 = 4.03
Окончательная скорректированная
величина периодичности ТО-2 (L2) принимает значение:
L = n L, км (2.7)
L = 4 ●
2860 = 11440 км.
Величина расчетного пробега
автомобиля до капитального ремонта корректируется по кратности с периодичностью
ТО-1 ТО-2.
n = (2.8)
Где n3
- величина кратности.
n = = 10
Окончательно скорректированная величина
расчетного пробега автомобиля до капитального ремонта принимает значение:
Lкр = L1 n , км (2.9)
Допускаемое отклонение окончательно
скорректированных величин L1, L2, Lкр от
нормативов составляет ± 10%.
Lкр = 10 ●
11520 = 115200 км.
2.1.4 Трудоемкость ЕО,
ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, СО, ТР Трудоемкость ЕО (tЕО)
Определяется по формуле:
t = t К2 К5 Км (ЕО),
чел.ч (2.10)
где: t -
нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания, чел,-ч
К5 - коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых
автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного
состава.
Км (ЕО) - коэффициент механизации,
снижающий трудоемкость ЕО.
Км (ЕО) = (2.11)
где: См - % снижения трудоемкости за счет
применения моечной установки (принимается равным 55%);
Со • % снижения трудоемкости путем замены
обтирочных работ обдувом воздуха (принимается равным 15%).
Км (ЕО) =
= 0.3
t = 0.3 ●
1 ● 1 ● 0.3 = 0.09 чел.ч.
Трудоемкость ТО-1 (t1).
1 = t К2 К5 Км (1),
чел.ч (2.12)
где: t -
нормативная трудоемкость ТО-1, чел-ч.
Км(1) - коэффициент механизации,
снижающий трудоемкость ТО-1 при поточном методе производства (принимается
равным 0,8).
t1 = 2.8 ●
1.25 ● 1 ● 0.8 = 2.8 чел.ч.
Трудоемкость ТО-2 (t2).
2 = t К2 К5 Км (2),
чел.ч (2.13)
где: t -
нормативная трудоемкость ТО-2, чел-ч
Км(2) - коэффициент механизации,
снижающий трудоемкость ТО-2 при поточном методе производства (принимается
равным 0,9)
В случае применения тупикового
метода производства ТО-1 или ТО-2 коэффициенты механизации Км(1) или Км(2)
принимаются равными 1,0
t2 = 11.2 ●
1.25 ● 1 ● 0.9 = 12.6 чел.ч.
Трудоемкость общего диагностирования
(tД-1)
= t1 ,чел.-ч,
(2.14)
где: t1 -
скорректированная у дельная трудоемкость ТО-1, чел.-ч;
- доля трудоемкости диагностических
работ в общей трудоемкости ТО-1.
= 2.8 ● = 0.28
чел.-ч.
Трудоемкость поэлементного
диагностирования (tД-2)
= t2 ,чел.-ч,
(2.15)
где: t2 -
скорректированная у дельная трудоемкость ТО-1, чел.-ч;
Сд-2 - доля трудоемкости
диагностических работ в общей трудов емкости ТО-1.
= 12.6 ● = 1.01
чел.-ч.
Удельная трудоемкость ТР ()
= t К1 К2 К4(ср) К5 ,
чел.ч/1000 (2.16)
где: t -
нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/ЮОО км
К4(ср) - среднее значение
коэффициента корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости
от пробега с начала эксплуатации.
К4(ср) = (2.17)
где: А1; А2; ...Аn
- количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала
эксплуатации ;
К4(1) ; К4(2) ;…….. К4(n
- величины коэффициентов корректирования для соответствующей группы автомобилей
с одинаковым пробегом с начала эксплуатации.
К4(ср) =
= 1.23 (2.18)
= 3.2 ● 1.2 ●
1.25 ● 1.23 ● 1 = 5.9 чел.ч. /1000
Расчетное значение продолжительности
простоя подвижного состава в ТО и ремонте (d).
= d К4(ср) ,
дн./1000 км (2.19)
где:
d -
нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и
ремонте, дн/1000 км.
К4(ср)
- среднее значение коэффициента корректирования нормативной продолжительности
простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
d = 0.3 ● 1.23 = 0.37 дн./1000
км
Определение трудоемкости СО.
= 1.2 ●,
чел.ч. (2.20)
= 1.2 ● 12.6
= 15.12 чел.ч.
Исходные и скорректированные нормативы ТО и
ремонта
Таблица 2.1.
Марка и модель подвижного состава
|
Исходные нормативы
|
Коэффициенты корректирования
|
Скорректированные нормативы
|
|
Обозначение (размерность)
|
величина
|
К1
|
К2
|
К3
|
К4(ср) К'4(ср)
|
К5
|
Км
|
Крез
|
Обозначение (размерность)
|
величина
|
|
L
(км)40000.80.9L1
(км)2860
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L
(км)160000.80.9L2
(км)11440
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t (чел.-ч)
^ во (чел.-ч)0.31.010.3
(чел.-ч)0.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t (чел.-ч)
• 1 (чел.-ч)2.81.2510.8t1
(чел.-ч)2.8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t (чел.-ч)
* 2 (чел.-ч)11.21.2510.9t2
(чел.-ч)12.6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tт
(чел.-ч/1000/3.21.21.251.11.231
(чел.-ч/1000)5.9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L
(КМ)2000000.81.00.9Lкр
(КМ)115200
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d
(дн/1000)0.31.23 (дн/1000)0..37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d
(ДН)15dкр (ДН)15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕХНИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ
Коэффициент технической готовности (α)
α = (2.21)
где: L -
среднесуточный пробег, км ;
d-
скорректированное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и
ремонте.
dкр -
продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте, дн
Lкр -
средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км.
Lкр = Lкр .ск (1 - ) (2.22)
где: Lкр .ск -
скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта, км
Акр - количество автомобилей,
прошедших капитальный ремонт, ед
А - списочное количество автомобилей
в АТП, ед.
Lкр =115200 ●
(1 - ) = 97920
км.
1
α = ---------------------------------
= 0.95
1 + 130
.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АВТОМОБИЛЕЙ
α = ● а КИ , (2.23)
где: Дрг - количество рабочих дней в
году, дн ;
ат - коэффициент технической
готовности парка ;
Ки - коэффициент, учитывающий
снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным
причинам.
α = 0.87
2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОДОВОГО ПРОБЕГА
АВТОМОБИЛЕЙ В АТП
= 365 А Lсс а, км (2.24)
= 365 ● 60 ● 130 ●
0.87 = 2476890
.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОДОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ
Количество ежедневных обслуживаний
за год:
N = ,
обслуживаний (2.25)
=
Количество УМР за год.
= (0,75 ... 0,80) N ,
обслуживаний (2.26)
= 0.76 ● 19053 = 14480.3,
обслуживаний
Количество ТО-2 за год (N2г).
= , обслуживаний (2.27)
= = 216.5, обслуживаний
Количество ТО-1 за год (N1г).
- , обслуживаний (2.28)
= - 216.5 = 649.55, обслуживаний
Количество общего диагностирования
за год (Nд-1г).
= 1.1 N1г + N2г,
воздействий (2.29)
= 1.1 ● 649.55 + 216.5 = 931.01,
воздействий
Количестве поэлементного
диагностирования за год (Nд-2).
= 1.2 N2г,
воздействий (2.30)
= 1.2 ● 216.5 = 259.8,
воздействий
Количество сезонных обслуживаний за год (Nсо).
Nсог = 2 А,
обслуживаний (2.31)
сог = 2 ● 60 = 120,
обслуживаний
.6 РАСЧЕТ СМЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Сменная программа рассчитывается по общей для
всех видов воздействий формуле:
, обслуживаний (2.32)
где: Ссм - число смен. Принимается в
соответствии с выбором режима работы производственных подразделений согласно
п.4.4;iг - годовая
программа соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2
= = 1.84 обслуживаний
= , обслуживаний (2.33)
= = 41 обслуживаний
= , обслуживаний (2.34)
= = 0.61 обслуживаний
.7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ГОДОВОЙ
ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Годовая трудоемкость ежедневного
обслуживания
Т = tN, чел. -ч
(2.35)
Т = 0.09 ● 14480.3 = 1303.23
чел.ч.
Годовая трудоемкость ТО-1
Т = t1 N 1 + Тсп.
Р(1), чел. -ч (2.36)
где: Тсп. Р(1) - трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведении ТО-1, чел.-ч.
Тсп. Р(1) = Стр t 1 + N 1, чел. -ч
(2.37)
где: Стр = 0,15 ... 0,20 -
регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1.
Тсп. Р(1) = 0.16 ● 2.8 +
649.55 = 649.99 чел. ч.
Т = 2.8 ● 649.55 + 649.99 =
2468.73 чел. ч.
Годовая трудоемкость ТО-2.
Т = t2 N 2 + Тсп.
р(2) , чел. -ч (2.38)
где: Тсп. р(2) - трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведении ТО-2.
Тсп. Р(2) = Стр t 2 + N 2, чел. -ч
(2.39)
где: Стр - 0,15 ... 0,20
- регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-2.
Тсп. Р(2) = 0.16 ● 12.6 +
216.5 = 218.62 чел. ч.
Т = 12.6 ● 216.5 + 218.62 =
2946.52 чел. ч.
Годовые трудоемкости общего (Д-1) и
поэлементного (Д-2) диагностирований.
Т = tд-1 N д-1, чел.
-ч (2.40)
Т = tд-2 N д-2, чел.
-ч (2.41)
Т = 0.28 ● 931.01 = 260.7 чел.
ч.
Т = 1.01 ● 259.8 = 262.4 чел.
ч.
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания.
Т= tсо 2А, чел. -ч
(2.42)
Т = 15.12 ● 2 ● 60 =
1814.4 чел. ч.
Общая годовая трудоемкость всех видов ТО.
= Тео +Т + Т + Тсо,
чел.-ч (2.43)
= 1303.23 + 2468.73 + 2946.52 +
1814.4 = 8532.88 чел. ч.
Годовая трудоемкость ТР по АТП.
Т = tтр, чел.-ч
(2.44)
Т = ● 5.9 = 1461.37 чел. ч.
Годовая трудоемкость постовых работ ТР.
Т = Т- (Тсп р(1) + Тсп р(2)), чел.-ч
(2.45)
Т = 1461.37 - (649.99 + 218.62) =
592.76чел. ч.
Годовая трудоемкость работ на зоне ТР и
ремонтным цехам (участкам).
Т = , чел.-ч (2.46)
где: Стр - доля постовых или цеховых
работ в % от общего объема постовых работ ТР.
Т = = 102.3 чел. ч.
Общий объем работ на техническим
воздействиям на подвижной состав.
= Т + Т, чел.-ч (2.47)
= 8532.88 + 1461.37 = 9994.3 чел.
ч.
.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РЕМОНТНЫХ
РАБОЧИХ В АТП И НА ОБЪЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Число производственных рабочих мест
и рабочего персонала.
= , (2.48)
= , (2.49)
где: Ря - число явочных,
технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест, чел.;
Рш - штатное число производственных
рабочих, чел.;
Тi - годовая
трудоемкость соответствующей зоны ТО, ТР, цеха, отдельного специализированного
поста или линии диагностирования, чел.-ч.
Фрм - годовой производственный фонд
времени рабочего места. (Номинальный), чел.-ч.
Фрв - годовой производственный фонд
рабочего времени штатного рабочего, т.е. с учетом отпуска и невыхода на работу
по уважительным причинам, чел. ч.
= = 0.33
чел. ч.
Применяем = 1 чел.ч.
= = 0.05чел. ч.
Применяем = 1 чел. ч.
Расчетные показатели по объекту
проектирования
Таблица 2.2
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Условное обозначение
|
Единица измерения
|
Величина показателя
|
|
|
|
|
Расчетная
|
Принятая
|
1.
|
Годовая производственная программа
|
NОбслуживании649.55650
|
|
|
|
2.
|
Сменная производственная программа
|
Ni
|
Обслуживании
|
|
|
3.
|
Общая годовая трудоемкость работ в
зоне ТО
|
Tчел.-ч8532.888533
|
|
|
|
4.
|
Общая годовая трудоемкость работ
ТР
|
Тчел.-ч1461.371461.37
|
|
|
|
5.
|
Годовая трудоемкость работ по
объекту проектирования:
|
|
|
|
|
|
В зонах ТО
|
Тчел.-ч1303.231303.23
|
|
|
|
|
|
Тчел.-ч2468.732468.73
|
|
|
|
|
|
Тчел.-ч2946.522946.52
|
|
|
|
|
В зоне диагностики
|
Тчел.-ч260.7260.7
|
|
|
|
|
|
Тчел.-ч262.4262.4
|
|
|
|
|
На постах ТР
|
Ттр
|
чел.-ч
|
592.76
|
592.76
|
|
В цехах (участках)
|
Ттр(пост)
|
чел.-ч
|
102.3
|
102.3
|
6.
|
Количество производственных
рабочих по объекту проектирования:
|
|
|
|
|
|
Явочная
|
|
чел.ч
|
0.33
|
1
|
|
Штатная
|
|
чел.ч
|
0.05
|
1
|
. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
.1 ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТО И ТР
НА АТП
автомобиль технический обслуживание
ремонт
Среди прочих методов организации ТО и ремонта в
настоящее время наиболее прогрессивным является метод, основанный на
формировании производственных подразделений по технологическому признаку (метод
технологических комплексов) с внедрением централизованного управления производством
(ЦУП).
Основные организационные принципы этого метода
заключаются в следующем:
. Управление процессом ТО и ремонта подвижного
состава в АТП осуществляется централизованно отделом (центром) управления
производством.
. Организация ТО и ремонта в АТП основывается на
технологическом принципе формирования производственных подразделений
(комплексов), при котором каждый вид технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2,
Д-1, Д-2, ТР автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными
подразделениями.
. Подразделения (бригады, участки и
исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства
управления ими объединяются в производственные комплексы:
комплекс технического обслуживания и
диагностики;
комплекс текущего ремонта;
комплекс ремонтных участков.
. Подготовка производства (комплектование
оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с
рабочих мест, мойка агрегатов; узлов и деталей перед отправкой в ремонт,
обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания, ТО и
ремонта) осуществляется централизовано комплексом подготовки производства.
. Обмен информацией между отделом управления и
всеми производственными подразделениями базируется на двусторонней
диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики.
Рисунок 3.1. Схема централизованного управления
производством.
.2 ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА НА ОБЪЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В проектах по зоне текущего ремонта
технологический процесс может быть организован методом универсальных или
специализированных постов.
Метод универсальных постов ТР является в
настоящее время наиболее распространенным для большинства АТП.
Метод специализированных постов находит все
большее распространение в АТП, т.к. позволяет максимально механизировать
трудоемкие процессы ремонта, снизить потребность в однотипном оборудовании,
улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных исполнителей,
повысить качество ремонта и производительность труда.
Исходя из расчета сменной производственной
программы выбираю тупиковый метод с универсальными постами.
.3 СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОБЪЕКТЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рисунок 3.2. Схема технологического процесса по
замене водяного насоса.
.4 ВЫБОР РЕЖИМА РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Работа производственных подразделений, занятых в
АТП техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть
согласована с режимом работы автомобилей на линии. Количество дней =
353 сменность работы по 7 часов в сутки. Время начала работы с 8:00 до 16:00.
3.5 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ В ЗОНАХ ТО, ТР И
ПОСТОВ ДИАГНОСТИКИ
.5.1 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ ЗОНЫ ТЕКУЩЕГО
РЕМОНТА (ТР), ОБЩЕЙ И ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ДИАГНОСТИКИ (Д-1 и Д-2).
где: Тi - годовая
трудоемкость постовых работ в зоне ТР или годовая трудоемкость общей или
поэлементной диагностики.
Дрг - число рабочих дней в году зоны
ТР или участка Д-1 (Д-2).
tсм -
продолжительность работы зоны ТР или участка Д-1 (Д-2).
Сcм - число
смен в сутки (принимается по данным п.4.4).
Р - численность рабочих,
одновременно работающих на посту.
Кн - коэффициент неравномерности
загрузки постов.
Ки - коэффициент использования
рабочего времени поста.
n = = 0.12
Принимаем 1 пост.
Резервное количество постов зоны ТР.
= (Ки - 1) n, (3.2)
где : Ки - коэффициент, учитывающий
неравномерность поступления автомобилей в зону ТР. Для крупных АТП Ки == 1,2,
для небольших АТП Кн = 1,5.
= (1.2 - 1) ● 1 = 0.2
Принимаем 1 пост.
.6 ПОДБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
Технологическое оборудование
(организационная оснастка) таблицы 3.3
Позиция
|
Наименование
|
Тип или модель
|
Количество
|
Размеры в плане, мм
|
Общая площадь,
|
1
|
Стеллаж для приспособлений
|
ОРГ-4999
|
1
|
1500х700
|
1.05
|
2
|
Подставка под оборудование и
агрегаты
|
ОРГ-1468
|
1
|
2000х500
|
1
|
3
|
Вне канавный подъемник
|
П-178Е
|
1
|
970х1010
|
0.98
|
4
|
Ящик для крепежных деталей и
инструментов
|
ОРГ-4999
|
1
|
1500х700
|
1.05
|
5
|
Тележка для снятия и установки
колес
|
ПИМ-1514А
|
1
|
870х1180
|
1.03
|
6
|
Подвесной кран
|
ПК-101
|
1
|
|
|
7
|
Гайковерт для стремянок рессор
|
И-319
|
1
|
|
|
8
|
Гайковерт для гаек колес
|
И-318
|
1
|
1200х650
|
0.78
|
9
|
Тележка для агрегатов
|
ОРГ-70-7878-1004
|
1
|
675х435
|
0.29
|
10
|
Стеллаж-вертушка для нормалей
|
ОРГ-499
|
1
|
1500х700
|
1.05
|
11
|
Шкаф для приборов и инструментов
|
РО-0509
|
1
|
700х500
|
0.35
|
12
|
Тиски слесарные
|
П-140
|
1
|
320х190
|
0.05
|
13
|
Ларь для обтирочных материалов
|
ОРГ-1468-07-090А
|
1
|
1000х500
|
0.5
|
14
|
Ларь для отходов
|
ОРГ-1468-07
|
1
|
1000х800
|
0.8
|
15
|
Верстак слесарный
|
ОРГ-1468-01-070А
|
1
|
2400х800
|
1.92
|
16
|
Ванна для мойки деталей
|
ОМ-1316
|
1
|
1250х620
|
0.77
|
17
|
Канавный подъемник
|
П-128
|
1
|
970х1010
|
0.98
|
18
|
Итого:
|
|
|
|
12.6
|
.8 РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЛОЩАДИ ОБЪЕКТА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Fз = (fa n + Fоб) Кп, м,
(3.3)
где : fa - площадь
горизонтальной проекции автомобиля, м2;
n -
Количество постов в зоне ТО и ТР и постов диагностики. Принимается по
результатам расчета в п. 4.5;
Fоб -
суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования, расположенного вне
площади, занятой постами или линиями,;
Кп - коэффициент плотности
расстановки постов и оборудования.
Fз = (16.67 ●
1 + 12.6) ● 3.6 = 105.4 м
Окончательно принимаем площадь
агрегатного цеха 9х11 м, площадь 99 .
Рисунок 3.4. План поста ТР.
. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Таблица 4.1
N операций
|
Содержание операции
|
Место проведение операции
|
Количество взаимодействий
|
Оборудование, приспособления,
инструменты
|
Трудоемкость чел. ч.
|
Технические требования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Поставить автомобиль в зону ТР.
|
Автомобиль
|
1
|
|
0.08
|
Автомобиль должен быть чистым и
компактным.
|
2
|
Слить охлаждающую жидкость из
системы охлаждения.
|
Моторный отсек под капотом.
|
1
|
|
|
|
3
|
Снять натяжной ролик и зубчатый
шкив распределительного вала.
|
Тоже
|
2
|
Набор ключей.
|
|
При снятии не должно быть
повреждений.
|
4
|
Отвернуть крышку заднего ремня
привода ГРМ и крепление водяного насоса.
|
Тоже
|
4
|
Набор ключей.
|
|
При снятии не должно быть
повреждений
|
5
|
Снять водяной насос.
|
Тоже
|
1
|
Набор ключей.
|
|
|
6
|
Установить водяной насос.
|
Тоже
|
1
|
Набор ключей.
|
|
Водяной насос должен быть
исправным.
|
7
|
Завернуть крышку заднего ремня
привода ГРМ и крепление водяного насоса.
|
Тоже
|
4
|
Набор ключей.
|
|
Не должно быть следов износа.
|
8
|
Поставить натяжной ролик и
зубчатый шкив распределительного вала.
|
Тоже
|
2
|
Набор ключей.
|
|
Не должно быть следов износа.
|
9
|
Залить охлаждающую жидкость в
систему охлаждения.
|
Тоже
|
1
|
|
|
|
10
|
Поставить автомобиль в зону
хранения.
|
Автомобиль
|
|
|
0.05
|
|
11
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
ОХРАНЕ ТРУДА
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда
возлагается законодательством на администрацию предприятия. Должные лица
виновные в нарушении законодательства о труде и правах по охране труда
привлекаются к административной дисциплиной, уголовной и материальной
ответственности. Дисциплинарная ответственность заключается в вычислении
виновных лиц дисциплинарного высказывания (выговор). Административная
ответственность выражается в положении виновных должностных лиц, денежного
штрафа.
Административной ответственностью к рабочим не
применяется. Уголовная ответственность за нарушение законодательства по охране
труда установлена УК РФ.
Материальная ответственность рабочих и служащих
возникает если в результате нарушения или правил охраны труда предприятию
понесен материальный ущерб.
Обучение вопросам охраны труда рабочих и
служащих важнейшее профилактическое мероприятие по предупреждению негативных
случаев и заболеваний на производстве. С работниками с/х предприятию проводят
следующие инструктажи: вводный, первичный, на рабочем месте внеплановый,
целевой.
Вводный - инструктаж со всеми вновь прибывшими
на работу, практику, производственные обучение проводит инженер по охране труда
или лица, которые приказом по предприятию возложены эти обязанности.
Первичный - инструктаж на рабочем месте по
программной разработанным и утвержденным руководителем. Инструктаж проводят
индивидуально до начала производственной деятельности с практическим
показателем безопасных приемов работы.
Повторный - инструктаж проводят все работники не
реже 1 раз в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый - инструктаж проводят при изменении
технологии рабочего процесса, замена инструментов, грубых нарушений работниками
безопасности труда при переправах в работе более чем на 60 дней.
Целевой - инструктаж проводят при выполнении
разовых работ не связанных с прежними обязанностями по специальности.
.2 ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВРЕДНОСТИ
Основными производственными вредностями являются
ушибы, попадание смазочных веществ в организм человека. В моторном цехе
наибольшему воздействию вредных веществ подвергаются руки рабочих. В
соответствии с этим все виды работ должны проводиться в защитных перчатках.
.3 ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Производственные, ремонтные помещения (цеха)
должны быть оборудованы вентиляцией и отопительным обеспечивающим температуру и
состояние воздушной среды в соответствии с требованиями С.Н. 245-71 и ГОСТ 12
1.005-76.
.4 ОСВЕЩЕНИЕ
5.4.1 Расчет
естественного и искусственного освещения
Определяем световую площадь оконных проемов
участка
Fок = Fцехаa (5.1)
где: a- световой
коэффициент.ок = 99 ● 0.25 = 24.75
Определяем количество окон.
= Fокна / Fокна
стандартного (5.2)
= = 5.5
Определяем общую световую мощность
ламп
осв. = R ● Fцеха (5.3)
где: R -норма расхода электрической
энергии Вт / м2
(Принимается
равной 15 -20 Вт / м2)
= 2.5● 99 = 247.5
Определяем количество ламп или
светильников.
= Wосв / Wл (5.4)
где: Wл - мощность лампы = = 2.48
5.4.2
Расчет вентиляции
Определяем производительность
вентилятора.
вент = V ● Kвозд, м/час (5.5)
где: Kвозд - кратность обмена
воздуха в час.-объем помещения
= Fцеха ● h (5.6)
-высота помещения (3 - 4 м)= 99 ●
4 = 396вент = 396 ● 3 = 1180 /час
Согласно определению выбираю
вентилятор - Модель ВО - 3.15, тип осевой, подаче 1500/час,
частота вращения 1350 об/мин, мощность двигателя 0.12 кВт.
.6 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССАМ И ОБОРУДОВАНИЮ
Разборку и сборку машин, агрегатов,
узлов производят на специально отведенных площадях и участках, применяют
грузоподъемные средства, различные съемники, гайковерты и др. Гаечные ключи
должны соответствовать размеру головок, болтов и гаек, быть без заусенцев,
трещин и т.д. Травм опасность отвертывание гаек с помощью зубила и молотка,
наращиванием ключей. Нельзя работать род поднятыми самосвальными кузовами
машин. Нельзя производить сборку и разборку агрегатов и узлов, удерживаемых на
тросах грузоподъёмным механизмом.
.7 ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
Поражение человека электрическим
током может произойти при прикосновении к открытым токоведущим изоляции
оборудования и проводом корпуса электрической установки, случайно оказавшимся
под напряжением, и в других с случаев. С увеличением длительности воздействия
тока расчет вероятности тяжелого и смертельного исхода. Для защиты человека от
напряжения электрическим током применяют изоляцию токоведущих частей проводов,
путем нанесения на них диэлектрического материала: двойную изоляцию, когда
дополнительно к рабочей изоляции, на случай ее повреждения приматывают
дополнительную изоляцию. Надежность расположение проводов токоведущих
гасителей, ограждений, электроустановок, блокированные устройства малого
напряжения (не более 42В) и т. д.
.8 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пожар - неконтролируемое горение,
наносящее материальный ущерб. Пожарная безопасность ремонтных мастерских и
пунктов по техническому обслуживанию машины определяется высокой горючестью и
взрывоопасностью, применяющие в них материалов и веществ загорания или взрывов,
могут возникать от применения открытого огня в виде паяльной лампы. В проекте
должны быть предусмотрены противопожарные мероприятия для его предотвращения, и
по каждому производственному участку и видом работ.
Согласно по требованиям во всех
помещениях должны быть эвакуационные выходы, двери открывающие наружу.
Необходимо организовать специальные места для курения. На территории
предприятия должны быть подвижные средства пожаротушения, резерв с водой объем
не менее 150 ,
огнетушители, ящики с песком. Все эти средства должны быть видны.
.9 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Предприятие обязано иметь
канализационную сеть и очистные сооружения, если их нет, то должно заключить с
предприятием для починки очистных сооружений, места их должны производиться с
соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами.
Сточные воды должны очищаться очистными сооружениями, масленые очистные
сооружения должны размещаться в не зданий, но расстояние от наружных не более 6
метров. Мусор, производственные отходы находящие на территории необходимо
своевременно убирать на специально отведенные места. На территории должны быть
проезды для движения автотранспорта и пешеходные дорожки, имеющее твердое
покрытие. Свободная территория предприятия должна быть озелена.
. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем курсовом проекте я рассчитал
и определил количество планируемых ТО и ремонтов автомобилей, годовую
трудоемкость ТО и ремонта, рассчитан участок для замены водяного насоса
автомобиля ЗИЛ-4314, число рабочих, площадь участка, подобранны необходимое
оборудование для ремонта и организационных работ производства. Целью моего
проекта является разработка поста текущего ремонта на АТП и разработать
технологическую карту по замене водяного насоса. Я, считаю, что научился
применять на практике полученные теоретические знания, то есть научился
разрабатывать технологические процессы по замене водяного насоса.
Список
литературы
1
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта. М., Транспорт, 1986.
Суханов
Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Пособие по дипломному проектированию. М., Транспорт, 1991.
.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного
транспорта. ОНТП-01-91, Минавтотранс. 1991,
Типовые
проекты организации труда на производственных участках автотранспортных
предприятий. Часть 1 и 2. М., ЦНОТ и УП Минавтотранс. 1985.
.
Руководство по организации и управлению производством технического обслуживания
и ремонта подвижного состава в автотранспортных предприятиях, НИИАТ, М., 1975.
.
Руководство по организации и технологии технического обслуживания грузовых
автомобилей с применением диагностики для автотранспортных предприятий
различной мощности. Методические указания (МУ-200-РСФСР-12-0139-81), М.,
Минавтотранс, 1981.
.Кузнецов
Ю.М. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. М., Транспорт,
1985.
.Правила
по охране труда на автомобильном транспорте. М., Транспорт, 1982.
.
Методика укрупненного определения уровня механизации производственных процессов
автотранспортных предприятий. РД-200 РСФСР-13-0087-80-М, ЦБНТИ Минавтотранса
РСФСР, 1981.
.Краткий
автомобильный справочник. М., Транспорт, 1994.