Проблема взаимодействия сознания и подсознания
Реферат
Тема:
Проблема взаимодействия сознания и
подсознания
Введение
Актуальность темы обусловлена попытками разгадать тайну феномена сознания
еще с древних времен. В течение многих веков разгораются горячие споры вокруг
природы сознания и возможностей его познания. Однако до сих пор проблема
взаимодействия сознания и подсознания остается не раскрытой, на каждом
историческом этапе ее трактовали по-разному. Например, богословы определяют
сознание как элемент божественного разума. Идеалисты придерживались мнения
первичности сознания по отношению к материи. Материалисты искали взаимосвязь
между явлениями сознания и объективным миром, говоря о том, что духовное
выходит из материального .
«Сознательное» и «бессознательное» - это взаимосвязанные понятия, отражающие особенности
проявления человеческой психики. В случае когда, человек осмысленно принимает
решение в какой-либо ситуации, его действия называются осознанными. Однако,
часто человек действует опрометчиво, и иногда он не может понять, почему он так
поступил. Можно предположить, что неосознанные действия идут изнутри, но без
какого-либо анализа ситуации, без обсуждения возможных последствий.
Значение слова «бессознательное» может рассматриваться только в единстве
с «сознательным». Так, обдумывая возникшую ситуацию человек имеет дело с
событиями прошлого, с всплывающими в его сознании фактами, законами, которые
возникают в определенном порядке и приходя «как бы ни от куда». Возникает
вопрос: Откуда это? Может быть, из глубин подсознания. Разбирается во всем
этом, ученые приходят к пониманию того, что сознание обладает определенным
объемом и имеет свои механизмы. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и
возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от
бессознательного .
Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в
области данной проблемы таких зарубежных психологов, как В. Вундт, Р. Декарт,
В. Джемс, И. Кант, Б. Спиноза, Г.Т. Фехнер, и других. Особое внимание уделяли
проблемам глубинной психологии А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг. Отечественными
психологами Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн,
Д.К. Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно
проблемам сознания.
Цель данной работы определяется как исследование психологической
характеристики бессознательного.
Задачи исследования:
) раскрытие определение сознания в психологии;
) разобрать определение бессознательного;
) рассмотреть соотношение понятий сознание и бессознательное;
) проанализировать бессознательное проявление в психике и поведении
человека.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы сбора
теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся
в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа
литературы установлено соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая
сознание и бессознательное.
Практическая значимость заключается в установлении взаимосвязи сознания и
подсознательного и ее непосредственной пользы для жизни и деятельности
человека, а также в установлении особенностей проявления бессознательного и
сознания в психике и поведении человека.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания
и подсознания
сознание психологический поведение фрейд
1.1 Определение сознания
Сознание и в наши дни является предметом психологических исследований.
Однако определение сознания сталкивается со многими трудностями.
В 20-е гг. берет свое начало зарождение нового подхода в психологии и
проблема сознания постепенно вытесняется. Некоторые ученые связывали данное
явление с марксизмом, например С.Л. Рубинштейн. Изучение сознания в данный
период ограничивается исследованием таких тем, как исторические корни сознания
и его онтогенез в детстве. Возвращение к проблеме сознания произошло только во
второй половине 50-х годов, прежде всего, благодаря работам С.Л. Рубинштейна, а
затем и А.Н. Леонтьева . В советской психологии было разработано понимание
сознания как высшей формы психической деятельности человека, которая возникла в
человеческом обществе в связи с коллективной работой (А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Е.В. Шорохов). Суть сознания заключается в способности человеке к
абстрактному вербальному мышлению.
Достаточно интересна система взглядов на сознание Л.С. Выготского,
который рассматривает сознание как отражение человеком себя, своей
деятельности, окружающей действительности. Его центральная позиция в отношении
сознания такова: сознание зарождается, формируется и развивается только при
наличии общества. Индивидуальное сознание способно существовать только в
обществе. Элементами сознания, в данном случае, выступают словесные значения .
Опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева можно сказать, что для него сознание
выступает как неотъемлемая часть действия. Первоначально сознание формируется
как восприятие ребенком своих действий. В последствие, начинают восприниматься
процессы действий, таким образом, развитие индивидуального сознания происходит
посредством перехода сознания от отдельных аспектов действия к целенаправленной
систематической деятельности. В этом случае все состояние бодрствования
становится «поток сознания», переключение с одного вида деятельности на другой.
«Сознание как активное отражение объективной реальности, существует
регулирования практической деятельности человека в мире» .
В современной Западной философии и психологии нет общей концепции
сознания, и понимание его природы очень спорный вопрос, к тому же не всегда
разводятся такие понятия как психика и сознание.
Начиная с Декарта, сознание использовалось как синоним психики. В
частности, еще в обсуждение вопроса о наличии сознания у животных, концепция
сознания часто выступает как синоним психики и указывает на наличие
субъективных образов и чувств.
Наряду с длительным господством этой интерпретации, начиная с Г.Ф.
Лейбница, получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание -
это только часть внешних психических процессов.
«Сознание, -
писал В. Вундт, -
состоит в том, что мы, как правило, находим в себе разнообразные психического
состояния». Сознание психологически представляет собой внутреннее свечение,
которое является ярким или помраченным, или угасает, как при обмороке. Поэтому
оно может иметь только формальные свойства, которые характеризуются единством и
непрерывность .
В. Джеймс отождествляет сознание с объектом. Сознание, в данной случае,
может быть условием психологии, но никак не его предметом. Сознание
бескачественно, поскольку оно само выступает качеством психических явлений и
процессов.
Несколько особое положение занимает теория сознания, относящаяся к
французской социологической школе. Основная идея этой школы, заключается в том,
что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человеческое
сознание общества, под влиянием которых его психика социализируется и
интеллектуализируется, это социализированная и интеллектуализированная психика
человека и есть сознание .
Таким образом, В советской психологии сложилось общепринятое понимание
сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с
коллективным трудом, общением людей, языком и речью.
Сознание, по Л.С. Выготскому - это рефлексия субъектом действительности,
своей деятельности, самого себя.
По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной
действительности есть регулирование практической деятельности человека в
окружающем его мире». В современной западной философии и психологии отсутствует
какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма
противоречивым.
Начиная с Р. Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В
частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных,
понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает
наличие субъективных образов и переживаний.
1.2 Понятие бессознательного
Касаясь рассмотрения бессознательного, необходимо отметить, что оно
является наиболее глубинной и объемной областью человеческого разума.
Бессознательное можно представить как хранилище инстинктов, эмоций,
воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательно, поскольку угрожали
психике человека.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность. Для
Платона, признание существования бессознательного, послужило основой для создания
теории познания, основанной на воспроизведение того, что происходит в глубинах
человеческой психики. Будучи знаком с философскими идеями Платона, З. Фрейд,
без сомнения, вынес из них некоторые представления о бессознательном.
На формирование психоаналитического учения З. Фрейд также повлияли
философские взгляды Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр считал бессознательное
первопричиной всех существующих вещей. Ницше большее внимание фокусирует на
изучении функционирования бессознательного в глубинах человеческого существа. В
свою очередь, для З.Фрейда бессознательное - это, главным образом что-то
психическое и только в связи с человеком.
З. Фрейд не подвергал сомнению тот факт, что сознание выступает
регулятором поведения человека. Он обнаружил, что под крышкой сознания скрыт
глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений и желаний. Как врач, он
столкнулся с тем, что эти неосознаваемые чувства и мотивы могут становиться
причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств
избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и
потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский
метод исцеления души, названный психоанализом.
Учение о бессознательном - это фундамент, на котором основывается вся
теория психоанализа. Психоанализ является частью психотерапии, медицинской
метод исследования, разработанный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии.
В бессознательном следует понимать не нечто абстрактное, а формы духовной
жизни, которые, имея все атрибуты психического, в то же время не являются
свойством сознания .
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне
(сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально
воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но
благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;
некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и
другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические
явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Рассмотрим схематически психологическую структуру личности в соответствии с
представлениями З. Фрейда.
З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в
силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание
наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания
имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается
психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного
процесса с его сознательными актами.
В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на
две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые
представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд
называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы
воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный
смысл термина «сознательный»».
Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не
равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим
суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся
над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано
бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики
.
Итак, под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же
какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те
формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же
время не являются достоянием сознания. Бессознательное представляет собой
хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания,
которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область
бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше
повседневное функционирование.
Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором
основывается вся теория психоанализа, развитая З. Фрейдом для диагностики и
излечения истерии. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного
необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо
признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных
сознания имеется множество пробелов.
.3 Взаимосвязь сознательного и бессознательного
Сознание - это единственный уровень, на котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека. В дополнение к сознанию у человека
есть - бессознательное, т.е. те явления, процессы, свойства и состояния,
которые по своему действию на поведение, похожи на осознаваемые, однако не
осознаются человеком. Их также называют психическими процессами, наряду с
осознаваемыми процессами .
Представление о бессознательном как о биополе, через которое оно связано
с сознанием, позволило сформировать понимание того, что возможно подключение
сознания через подсознание с космосом. Это понимание основано на ряде фактов и
теоретических разработок, выполненных 3. Фрейд и его последователями. Исходя из
чего, сформировалась точка зрения о том, что сознание связано с космическим
пространством, через подсознание.
К сфере бессознательного относится часть психики, когнитивные образы,
который непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить только
косвенно, путем открытия внутреннего мира. В то же время, бессознательное не
отделены неприступной стеной сознания, но возможности перевода затруднены.
Среди бессознательных психических процессов можно отметить такие как память,
мышление, мотивационные процессы и др. Бессознательная память непосредственно
управляет мышлением и связана с долговеременной и генетической памятью.
Бессознательное мышление совершенно очевидно играет решающую роль в процессе
решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя
речь человека .
Бессознательная мотивация, в свою очередь, оказывает влияние на
направление и характер действий человека. Здесь бессознательное проявляется в
качестве интересов, потребностей, которые человек не осознает в себе, но
которые ему присущи, и проявляются в различных непроизвольных действиях и
психических явлениях. Например, ошибочные действия, оговорки, описки. В другом
случае - это проявляется как невольное забывание имен, обещаний, намерений,
предметов и событий, которые прямо или косвенно связаны с неприятным опытом.
Третья группа бессознательных явлений личного характера относится к категории
представлений и связанны с восприятием, памятью и воображением: сновидения,
грезы, мечты.
Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на
поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического
и человеческого .
Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако в целом
психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус
сознания, периферия и граница. В центре сознания пребывают те процессы и
явления, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии
сознания сосредоточены психические процессы, управление которыми может быть
ослаблено из-за слабости их позиции в этой ситуации. Через границу отправляется
в сферу бессознательного, все то, что освоено до автоматизма (например,
навыки).
Итак, выше сказанное указывает на то, что при нормальных условиях
основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В
измененных состояниях сознания инициативу перехватывает бессознательное.
Рассмотрим соотношение сознательного и бессознательного на примере
феномена сновидений. Сон-это особый вид человеческой деятельности. Во время
сна, люди:
не забывает происходящее во сне (может пересказать сон);
имеет способность размышлять (найти выход из трудной ситуации);
не теряет способности перемещаться (ходить, поворачиваться);
включает установки (просыпаться в заданное время);
способен обучаться (например, изучить иностранный язык);
разговаривает (произносит имена или пересказывает фрагменты ситуаций),
показав, таким образом, их значение для себя и своего участия в нем.
Сон включает в себя два циклически повторяющихся этапа: быстрый и
медленный. Они, как правило, повторяются 4-5 раз во время ночного сна. Во время
медленной фазы падает общая активность человека, и он погружается в глубокий и
спокойный сон. Он, казалось, перестает существовать в этом мире, не может
воспроизвести сон. Этот этап более характерен для первой половины ночи. Во
время быстрой фазы, наоборот, все процессы запускаются (быстрое движение глаз,
взлеты и падения артериального давления, сновидения, с возможностью их
воспроизведения) .
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее
современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется
их сознание. Рассмотрим три отличия сознательной деятельности человека.
. Заключается в том, что деятельность животных может быть осуществлена
только в отношении предмета биологические потребности и обусловлено
инстинктами. Сознательная деятельность человека строится иногда вопреки
биологическим потребностям и имеет социально-общественную обусловленность.
. Заключается в том, что человек обладает такими формами отражения
действительности как абстрактное мышление, рациональный, чувственный и
отвлеченный опыт.
. Важное отличие сознания человека заключается в возможности
использования языка.
Таким образом, сознание выступает наивысшим уровнем отражения реальности
социально-развитой личности.
В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:
Отношения между осознаваемы и бессознательным очень
сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явлений установки
(Д.Н. Узнадзе), показали, что в зону ясного сознания попадают чаще те моменты,
которые создают трудности для продолжения деятельности прежнего режима. Эти
трудности осознаются за счет привлечения к себе внимания. Включается механизм
нахождения нового решения и как только такой способ найден, он передается в
бессознательное. Это своего рода процесс непрерывной передачи управления,
постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Бессознательное является неотъемлемой частью
психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт,
которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно
влияют на его поведение.
В структуру бессознательного входит ряд явлений:
Субсенсорные (подпороговы) ощущения и восприятия.
Автоматические навыки (например, речь, ходьбы,
письмо). Сознательная деятельность может быть реализована только в случае
автоматизации данных навыков или большинства из них.
Импульсивные действия - действия, совершаемые без
контроля сознания, в состоянии аффекта.
Память - информация, которая накапливается в течение
всей жизни и хранится в памяти. Интуиция
Установка - направленность личности на деятельность,
предполагается, стабильную ориентацию в отношении отдельных объектов.
Психические явления, возникающие во сне. Сон - это
активное состояние головного мозга, характеризующаяся умственной активностью,
которая не осознается.
В свою очередь, сознание также структурно организовано
и включает в себя множество компонентов. В современной философии в структуре
индивидуального сознания принято различать четыре основных компонента:
) телесный (ощущения, восприятия, представления);
) чувственно-эмоциональные (чувства, эмоции, чувства,
инстинкты);
) логический и понятийный (понятий, логических
рассуждений);
) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия,
воображение, интуиция).
Итак, сознание и подсознание - это не отдельные автономные уровни
организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии.
Существует мнение, что в сферу сознания, поступает информация, представляющие
трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация
требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т.е. все, что
имеет сознание. Но, как только решение найдено, вновь включены в работе
«автопилот» (бессознательное), и разум готов решать новые проблемы.
Выводы
. В советской психологии придерживаются общего понимания сознания как
высшей формы психики, которая возникла в человеческом обществе в связи с
коллективной деятельностью, общением людей, речью и языком.
Сознание, по мнению Л.С. Выготского - является рефлексией субъекта в
отношении окружающей реальности и собственной деятельности, а также самого
себя.
По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной
реальности осуществляет регуляцию практической деятельности человека в мире».
. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных
потребностей, эмоций и воспоминаний, которые вытеснены в область
бессознательного, как несущие угрозу. Неосознаваемый материал во многом
определяет наше повседневное. Между сознательным и бессознательным нет четких
границ. Однако, в целом психическая область условно разделена на участки,
называемые как фокус сознания, периферия и граница.
Бессознательное является неотъемлемой частью
психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт,
которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно
влияют на его поведение.
3. Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакции
на подпороговые стимулы и в автоматизированных движений. С физиологической
точки зрения бессознательных процессов выполняет охранительную функцию: она
разгружает мозг от постоянного напряжения сознания, когда нет в этом
надобности.
Заключение
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволяет сделать
вывод о том, что многие зарубежные и отечественные ученые принимали участие в
исследовании сознания и бессознательного. В зарубежной психологии огромный
вклад в развитие учения о бессознательном сделал З. Фрейд. Он сосредоточил
внимание на том факте, что основную роль в регуляции психической жизни играет
бессознательное, а сознание - лишь небольшая часть нашей психики, которая в
определенный момент осознается человеком.
В дальнейшем его теорию доработал Г. Юнг. Он считал психику динамично
противоречивым единством, которое дополняет и компенсирует взаимодействие между
сознанием и бессознательным в постоянном процессе энергоинформационного обмена
между ними.
К. Ясперс в своих работах касался рассмотрения многообразия значений
термина «бессознательное», а также изучал различные уровни сознания - от ясного
сознания, вплоть до его полной потери. Он критиковал психоаналитический подход
за то, что в нем делался акцент на биологические характеристики человека и
инстинкты, которые, по его мнению, не могли отражать суть высших уровней
человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и
бессознательного рассматривал Л.С. Выготский , который говорил о том, что
бессознательное имеет все свойства психического, кроме того, что это сознательный
опыт. Как он отметил, сама природа бессознательного - это оказание влияния на
сознательные процессы и поведение человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что
сознание это единство психических функций, способностей и психологических черт
личности.
Д.Н. Узнадзе рассматриваются взаимосвязь сознания и бессознательного с
позиций разработанной им теории установки. По мнению Автора, бессознательные
процессы существуют и действуют в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе Л.С. Выготский отрицать тот факт, что бессознательное
является ведущей в жизни и деятельности человека.
Итак, если задуматься, о работе мозга, то он предстает в нашем сознании
самым таинственным органом из всего тела человека. Не смотря на существующие
современные технические устройства (микроскопы, сканеры и т.п.) человек еще
крайне мало знает о деятельности мозга, о тех процессах, которые протекают в
нем на сознательном и, тем более, бессознательном уровнях. Существует мнение,
что человечество использует возможности своего мозга только на 5 %, редко на 10
%. Однако все эти представления весьма субъективны и о действительных
возможностях своего сознания приходится только догадываться.
Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем
тем, что накопилось в бессознательном. Между тем, проникнуть в него можно
только с помощью гипноза. Изучая поведение человека, необходимо уделять особое
внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Поскольку о той
информации которая хранится в подсознании человек даже и не подозревает, однако
она проявляет себя в поступках и действиях человека.
Бессознательной части психики более четко проявляется в жизни женщин,
которые, в отличие от мужчин, более тесные отношения между сознанием и
бессознательным, и поэтому их поведение и поведение более трудно понять
логически, действия и поведение мужчин. Бессознательное во многом определяет
наши повседневные действия - это очень значительная области человеческого
разума.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -
М. : ТЕИС, 1996. - 267 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.
Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
. Бескова И.А. Эволюция и сознание / И.А. Бескова. -
М. : Ренессанс, 2001. - 275 с.
. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С.
Выготский. - М. : Питер, 1996. - 502 с
. Гинецинский В.И. Человеческое сознание / В.И.
Гинецинский. - СПб. : Питер, 1997. - 346 с.
. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б.
Гиппенрейтор. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.
. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И.
Дубровский. - М. : Высшая школа, 2000. - 257 с.
. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания /
В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - № 2. - 2006. - С. 56-63.
. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков.
- М. : Политиздат, 1991. - 288 с.
10. Кравченко А.И. Общая психология /
А.И. Кравченко. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.
Леонтьев. - М. : Просвещение, 2005. - 356 с.
12. Майерс Д. Социальная психология /
Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2005. - 793 с.
13. Макаревич В. Приоткрытая дверь в глубины бессознательного
/ В. Макаревич. - Даугавпилс, 1997. - 166 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология /
А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2009. - 583 с.
15. Нуркова В.В. Психология / В.В.
Нуркова, Н.Б.Березанская. - М. : Юрайт, 2004. - 485 с.
16. Петренко В.Ф. «Психосемантика сознания» / В.Ф. Петренко.
- М. : Политиздат, 2006. - 114 с.
17. Проблема сознания в современной западной философии. -
М. : Наука, 1989. - 250 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 2001. - 720 с.
19. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии
установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси : АПН Грузия, 1991. - 382 с.
20. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.
: Наука, 1994. - 233 с.
. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного
/ К.Г. Юнг // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 24-29.
22. Ясперс К. Сознание и
бессознательное. Флюктуации сознания / К. Яспекс. - СПб. : Питер, 2001. - 341
с.