«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Документальное оформление
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» права на акции подтверждаются путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Реестр акционеров - это список акционеров с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Основные требования к содержанию и порядку ведения реестра акционеров определены Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 №27. Регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 №27 в качестве приложения к Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг была утверждена форма передаточного распоряжения. Права на долю в обществе с ограниченной ответственностью подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Так, согласно п. 1 ст. 31.1. Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Однако список участников общества не имеет такого юридического значения, как, например реестр акционеров, выписка из которого подтверждает права на акции. Выписка же из реестра участников общества не всегда является документом, подтверждающим права на долю в обществе с ограниченной ответственностью.
В случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю или часть доли устанавливается на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю или часть доли документа. Выписка из системы ведения реестра и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, не включены в состав унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Инструкцией по бюджетному учету, а также не являются унифицированными формами первичной учетной документации. В связи с этим, если учреждение использует указанные документы в качестве оснований для отражения хозяйственных операций, то формы должны быть утверждены в качестве форм первичных учетных документов в установленном порядке
2.2 Учет облигаций в бюджетном учреждении
К долговым ценным бумагам относят облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства.
Учет финансовых вложений в облигации ведется на счете 0 204 21 000 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги».
В зависимости от порядка получения дохода в бухгалтерском учете различают дисконтные и процентные облигации. Дисконтные размещаются по цене ниже номинальной стоимости и не предполагают выплаты процентов.
Процентные облигации подразделяются на купонные, с правом получения доходов в течение всего периода обращения (в зависимости от количества купонов), и бескупонные, с выплатой дохода в конце периода обращения.
Первоначальная стоимость приобретенных организацией облигаций включает фактические затраты организации на их приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Первоначальной стоимостью облигаций, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью облигаций понимается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг. Для облигаций, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена, первоначальной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи облигаций на дату их принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальной стоимостью облигаций, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, которая, в свою очередь, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.
Облигации, не принадлежащие организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Расходы на приобретение облигаций должны быть подтверждены соответствующими первичными документами: актами приемки-передачи ценных бумаг; актами выполненных работ, подтверждающими оказание консультационных или информационных услуг, отчетами брокеров и дилеров о произведенных по поручению инвесторов операциях, выписками банка.
При переходе к инвестору прав на облигации, оплаченные не полностью, они отражаются в бухгалтерском учете в полной сумме фактических затрат на их приобретение по договору. Непогашенная сумма включается в состав кредиторской задолженности.
Права владельцев на облигации документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
Права владельцев на облигации бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.
Право на предъявительскую облигацию переходит к приобретателю:
в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;
в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.
Право на именную облигацию переходит к приобретателю:
в случае учета прав на облигации у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
в случае учета прав на облигации в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Права, закрепленные облигацией, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Переход прав, закрепленных именной облигацией, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или депозитария или номинального держателя облигаций.
Осуществление прав по предъявительским облигациям проводится по предъявлении их владельцем либо его доверенным лицом.
В случае хранения сертификатов документарных облигаций в депозитариях права, закрепленные ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев, с приложением списка этих владельцев. Эмитент в этом случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским облигациям лица, указанного в этом списке.
Осуществление прав по именным бездокументарным облигациям проводится эмитентом а отношении лиц, указанных в системе ведения реестра.
Если данные о новом владельце такой облигации не были сообщены держателю реестра данного выпуска или номинальному держателю облигации к моменту закрытия реестра для исполнения обязательств эмитента, составляющих облигацию (получение дохода и др.), исполнение обязательств по отношению к владельцу, зарегистрированному в реестре в момент его закрытия, признается надлежащим. Ответственность за своевременное уведомление лежит на приобретателе ценной бумаги.
Синтетический и аналитический учет по счету 0 204 21 000 «Финансовые вложения» ведется по видам облигаций и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям - продавцам облигаций). Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных облигациях.
Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение облигаций, векселей, иных ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале.
Аналитический учет по счету ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения, в Реестре учета ценных бумаг.
По формам собственности различают государственные и негосударственные ценные бумаги.
При оценке ценных бумаг учитывают следующие показатели:
Номинальная стоимость - сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги.
Эмиссионная стоимость - цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении, которая может не совпадать с номинальной стоимостью. Разница между видами оценки ценных бумаг, умноженная на их количество, составляет эмиссионный доход организации.
Рыночная стоимость - цена, определяемая как результат котировки ценных бумаг на вторичном рынке. Она отражает равновесие между совокупным спросом и предложением в определенном интервале времени.
Ликвидационная стоимость акций и облигаций - стоимость реализуемого имущества ликвидируемой организации в фактических ценах, выплачиваемая на одну облигацию.
Выкупная стоимость - сумма, выплачиваемая акционерным обществом при досрочном погашении облигаций.
Учетная стоимость - сумма, по которой ценные бумаги отражаются в балансе организации в данный момент времени, финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.
Долговые ценные бумаги - обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств. В отечественной практике к долговым ценным бумагам относят облигации, депозитные сертификаты и векселя.
Облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство возместить ее владельцу номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента.
Облигации бывают следующих видов:
государственные и частные (выпускаемые коммерческими банками, акционерными обществами и др.);
именные и на предъявителя;
процентные и беспроцентные;
свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (облигации государственного валютного займа, некоторые частные облигации и др.).
Именные (зарегистрированные) облигации подлежат регистрации. Их владельцам выдается сертификат, свидетельствующий о праве лица на обладание указанными в нем долговыми обязательствами. Облигации на предъявителя специально не учитываются, проценты по ним получают по купонному листу, от которого отрезается соответствующий купон.
По процентным облигациям выплачивается доход в форме процента, владельцу беспроцентных облигаций предоставляется право на приобретение соответствующих товаров и услуг.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и / или дисконт (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Облигация относится к эмиссионным ценным бумагам, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
■ закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных
Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» формы и порядка;
■ имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:
■ предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя); Особенности ведения учета в бюджетных учреждениях 216
■ названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);
■ названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага) (ст. 145 ГК РФ).
Облигации могут быть именными или на предъявителя, вексель же является ордерной ценной бумагой.
При выпуске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев (п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
При этом в силу ст. 16 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо. Сертификат эмиссионной ценной бумаги - документ, выпускаемый эмитентом и
удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.
При этом ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ устанавливает, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии). Согласно ст. 29 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
■ в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;
■ в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и / или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.
Выписка из системы ведения реестра и выписка по счету депо в депозитарии не включены в состав унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Инструкцией по бюджетному учету, а также не являются унифицированными формами первичной учетной документации. В связи с этим, если учреждение использует указанные документы в качестве оснований для отражения хозяйственных операций, то формы должны быть утверждены в качестве форм первичных учетных документов в установленном порядке.
.3 Учет векселей в бюджетном учреждении
В содержательной части Реестра учета ценных бумаг отражаются следующие обязательные показатели:
■ дата и наименование операции;
■ номер и серия ценной бумаги;
■ сумма остатка на начало периода (по первоначальной стоимости и по номинальной стоимости);
■ выбыло (по цене реализации и по первоначальной стоимости);
■ разница между ценой реализации и первоначальной стоимостью (+,-);
■ поступило (по первоначальной стоимости и по номинальной стоимости);
■ остаток на конец периода по первоначальной стоимости и по номинальной стоимости.
В соответствии с соглашением сторон заемщиком может быть выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ). Обещание уплатить определенную сумму по простому векселю (предложение уплатить - по переводному векселю) должно быть ничем не обусловлено (ст. ст. 1 и 75 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 №104/1341; далее - Положение о векселе).
Плательщик по векселю не может поставить исполнение своего обязательства платить в зависимость от наступления какого-либо обстоятельства. Дефект формы векселя влечет за собой его недействительность. Дефект формы может быть обусловлен отсутствием в векселе любого из обязательных реквизитов либо, напротив, включением в текст векселя непредусмотренных положений.
Документ становится векселем при следующих условиях: Особенности ведения учета в бюджетных учреждениях
■ если он составлен на бумаге (бумажном носителе) (ст. 4 Федерального закона от 11.03.1997 №48-ФЗ «О переводном и простом векселе»).
Выпуск векселей в бездокументарной форме невозможен, поскольку нормы вексельного права не применяются к обязательствам, оформленным на электронных и магнитных носителях (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 №33/14 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с обращением векселей»);
■ если он содержит все обязательные вексельные реквизиты.
К числу обязательных вексельных реквизитов, отсутствие которых в тексте документа лишает его вексельной силы, относятся (ст. ст. 1 и 75 Положения о векселе):
■ «вексельная метка» - слово «вексель», включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен (ст. 1 Положения о векселе). При этом текстом векселя следует считать его часть, где словами выражена сущность (содержание) данного документа, т.е. предложение или обещание уплатить определенную сумму денежных средств;
■ простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму (для переводного векселя) либо простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму (для простого векселя);
■ наименование плательщика по векселю (только для переводного векселя). В простом векселе данный реквизит отсутствует, т.к. векселедатель и плательщик совпадают водном лице;
■ наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен.
Обязательное указание первого векселедержателя (ремитента) означает, что по российскому праву не допускается выдача векселей на предъявителя;
■ указание даты составления векселя;
■ подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
. Проблемы и пути решения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
.1 Проблемы бюджетного бухучета
Система учета исполнения сметы расходов сложилась еще во времена СССР и, в отличие от бухгалтерского учета хозрасчетных организаций, в последние годы мало изменилась. Хотя условия хозяйствования бюджетных учреждений претерпели серьезные изменения. Так, например, некоторые учреждения стали финансироваться не из одного, а из нескольких бюджетных источников; учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью; появились новые виды активов (нематериальные активы); интеграция экономики России в мировое сообщество привела к необходимости применения тех методов учета, которые используются в международной практике.
Рассмотрим некоторые составляющие системы учета исполнения сметы расходов, которые представляются устаревшими в настоящих экономических условиях и были закреплены в инструкции №122. В первую очередь необходимо отметить недостатки мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета, которая принята для бюджетных учреждений. Установленный инструкцией №122 перечень мемориальных ордеров и пояснения по их формированию часто неудобно использовать на практике. Общеизвестно так же, что трудоемкость ведения бухгалтерского учета по мемориально-ордерной системе выше, чем по журнально-ордерной. Необходимо отметить, что инструкция 122 позволяла вести учет и по журнально-ордерной системе, но только для учреждений тех министерств и ведомств, которые согласовали с Минфином РФ соответствующие указания.
Вторая проблема, сложившаяся в бюджетном бухгалтерском учете - разделение бухгалтерской отчетности по источникам финансирования. Согласно п. 2 инструкции 122 бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников. Очевидно, что для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением главный распорядитель финансов должен видеть отчетность по расходам только в том объеме, в котором он произвел финансирование. Поэтому вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.
Третья проблема так же вытекает из п. 2 инструкции 122. Если бухучет ведется на едином балансе - значит и нет разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств, и приобретенные за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Тем самым, самостоятельно зарабатывая деньги и приобретая имущество, учреждение относило его на общий баланс, а значит фактически передавало его в собственность главного распорядителя финансов (федерального или иного бюджета).
Четвертая проблема, сложившаяся в бюджетном бухучете - противоречие норм, установленных инструкцией 122 и законодательными актами, утвержденными для организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Так, например, лимит стоимости основных средств, установленный инструкцией 122 (500 тыс. руб.), противоречит ограничению стоимости, установленному положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (50 минимальных размеров месячной оплаты труда). Несмотря на то, что положение 34н было принято позднее, инструкция 122 носила более специальный характер. Таким образом, невозможно было точно сказать, какой нормой должен был пользоваться бухгалтер. На практике использовался как тот, так и этот лимит стоимости основных средств.
Пятая проблема - несоответствие законодательства, регламентирующего бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях новым условиям хозяйственной деятельности учреждений. Так, учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Производство продукции в рамках предпринимательской деятельности предусматривает формирование себестоимости продукции для целей налогообложения в общеустановленном порядке. Но принципы бухгалтерского учета, например, начисления износа основных средств, используемых в предпринимательской деятельности не соответствуют принципам учета для целей налогообложения. Другие проблемы, как представляется, не носят глобальный характер и зачастую вытекают из приведенных выше.
Рассмотрим те нововведения, которые внесла в систему бюджетного бухгалтерского учета инструкция 107н. В первую очередь необходимо отметить введения раздельного учета операций по бюджетной и внебюджетной деятельности учреждений. К сожалению, раздельный учет по источникам финансирования прописан в инструкции невнятно и вызывает массу вопросов. Создается впечатление, что соответствующие положения были введены в инструкцию только для того, чтобы последняя не противоречила Гражданскому кодексу РФ. Положения инструкции, регламентирующие раздельный учет по источникам финансирования, не согласованы между собой и с другими правилами учета, а так же не в полной мере удовлетворяют требованиям бухгалтерского учета на практике.
Подробнее учет и составление отчетности в разрезе источников финансирования будут рассмотрены в главе «Учет по источникам финансирования».
Произошли изменения и в плане счетов бухгалтерского учета. Изменения касаются счетов 03, 08, 09, 10, 11 и 20, 21, 22, 27. В основном эти изменения сводятся к изменению цифрового обозначения субсчета, хотя некоторые из них возникли в связи с необходимостью разделения отчетности по видам деятельности. В целом план счетов стал более логичным.
Некоторые изменения в систему бюджетного бухгалтерского учета внесены инструкцией 107н в такие участки учета, как учет основных средств, учет материалов, продукции и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Учет на некоторых участках учета если принципиально и не изменился, то прописан в инструкции настолько непонятно, что ставит в тупик даже опытных бухгалтеров.
Крайне незначительно инструкция 107н привела систему бюджетного бухгалтерского учета в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Так, например, механизм отнесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг) не изменился. Следовательно, при постановке на учет основных средств, используемых для предпринимательской деятельности, значительно завышается себестоимость продукции в данном отчетном периоде. К тому же остается не понятным, можно ли всю стоимость основных средств относить на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в данном отчетном периоде.
Мемориально-ордерная форма учета так же не претерпела изменений. Формы отчетности, по сути, остались теми же, хотя на практике учреждениями очень часто разрабатываются свои, более удобные и информативные отчеты. Очевидно, что авторы инструкции 107н взяли за основу текст инструкции 122, ввели принцип разделения операций по источникам (отсутствие которого в инструкции 122 и послужило поводом подачи иска на этот нормативный акт в Верховный Суд), изменили некоторые пункты, противоречащие текущему законодательству. В целом же методология учета осталась той же.
3.2 Совершенствование первичного учета
Главным недостатком в организации первичного учета в бюджетных учреждениях» является заполнение первичных документов ручным способом, что затрачивает много времени на оформление документации.
Такие программы как «1 С: Бухгалтерия» значительно упрощает эту работу с помощью применения компьютерной техники. С помощью средств вычислительной техники результатная информация может формироваться в виде выходного документа на компьютерных (машиночитаемых)
носителях. Распечатка информации с ЭВМ носителей осуществляется по мере необходимости или требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в год. На данный момент практически в каждом бюджетном учреждении достаточного компьютерного оборудования, и в настоящее время идет обучение персонала работе с ПК. Все основные реквизиты заносятся при настройке специальных бухгалтерских программ, поэтому работникам бухгалтерии будет достаточно просто работать с компьютерной техникой. Но все равно, для начала, будет необходимо прежнее оформление документов, так как программа находится в стадии настраивания и при работе вероятны сбои. В целом - это главный момент, который возможно предусмотреть для улучшения работы предприятия.
При использовании компьютерных систем на предприятии будут создаваться соответствующие машинограммы по счету 020400000 «Финансовые вложения».
В настоящее время итоговые записи оборотов по синтетическим счетам сверяют с денными других регистров, а затем обороты переносят в Главную книгу.
Специализированные компьютерные бухгалтерские программы (» 1 С: Бухгалтерия») настроены на автоматическую сверку данных всех создаваемых операций и выявление ошибочных результатов.
1С: Ценные бумаги 7.7
Программа «1С: Ценные бумаги 7.7» предназначена для автоматизации оперативного учета государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных в обращение учреждением от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также инвестиций в ценные бумаги сторонних эмитентов.
Программа рассчитана на использование бюджетными учреждениями Российской Федерации, финансируемыми из бюджета любого уровня, у которых есть необходимость учитывать ценные бумаги, а также государственные долговые обязательства и инвестиции в ценные бумаги.
Готовое решение для оперативного учета ценных бумаг, долговых обязательств и инвестиций в ценные бумаги
Программа предоставляет следующие возможности:
·ведение списков контрагентов (эмитентов, держателей ценных бумаг учреждения);
·ведение списков выпусков ценных бумаг, эмитированных на основании решений о выпуске;
·регистрация выпусков ценных бумаг;
·формирование пакетов ценных бумаг;
·резервирование пакетов ценных бумаг под конкретного Держателя (Инвестора);
·ввод начальных остатков по номенклатуре ценных бумаг (в начале эксплуатации программы);
·учет проданных ценных бумаг Эмитентом;
·учет выкупленных ценных бумаг Эмитентом;
·учет проданных ценных бумаг Инвестором;
·ведение графиков оплаты процентов по ценным бумагам для начисления купонного дохода и процентов по купонам;
·ведение графиков амортизации номинальной стоимости ценных бумаг;
·автоматический расчет начислений по ценным бумагам, согласно графиков оплаты;
·ручная корректировка начислений по ценным бумагам;
·ведение первичного учета;
·ведение регламентированных регистров учета:
oреестр ценных бумаг (ф. 0504056);
oкарточка учета государственного долга РФ в ценных бумагах (ф. 0504059);
oинвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
oинвентаризационная опись состояния государственного долга РФ в ценных бумагах (ф. 0504084);
·ведение регистров оперативного учета;
·оперативное получение информации о начислениях по ценным бумагам.
Строгое соответствие нормативному регулированию
В типовой конфигурации программы «1С: Ценные бумаги 7.7 реализована методология учета ценных бумаг в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.
Бланки форм соответствуют оригиналам, разработанным Министерством финансов Российской Федерации и другими ведомствами. Для хозяйственных операций, для которых не предусмотрена единая типовая форма, печатная форма разработана методистами «1С» в результате обобщения нормативных документов по учету ценных бумаг.
«1С: Ценные бумаги 7.7» - программа системы «1С: Предприятие»
«1С: Ценные бумаги 7.7 ПРОФ» представляет собой профессиональную версию компоненты «Оперативный учет» системы «1С: Предприятие 7.7» с типовой конфигурацией «Ценные бумаги. Учет государственных долговых обязательств и инвестиций в ценные бумаги». Программа предназначена для работы одного пользователя.
Работа программы «1С: Ценные бумаги 7.7 ПРОФ» в многопользовательском режиме возможна при использовании типовой конфигурации программы «1С: Ценные бумаги 7.7» совместно с сетевой версией или версией для SQL (клиент-сервер) системы «1С: Предприятие 7.7» с компонентой «Оперативный учет».
Надежность и безопасность
«1С: Ценные бумаги 7.7» содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:
·возможность запрещения пользователям «прямого» удаления информации
·специальный режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок
·возможность запрещения пользователям редактировать данные за прошлые отчетные периоды
·установка запрета на редактирование печатных форм документов
·«запирание» системы пользователем при временном прекращении работы.
Развитые средства администрирования
·система авторизации и контроля прав пользователей
·ограничение прав на различные функции по категориям
·монитор работы пользователей: просмотр списка работающих пользователей и истории работы пользователей
Гибкость и настраиваемость
Типовая конфигурация программы «1С: Ценные бумаги 7.7» реализует наиболее общие схемы учета. Для отражения специфики учета конкретного учреждения типовую конфигурацию можно изменить в соответствии с требованиями учета. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет при необходимости настроить все основные элементы системы:
·редактировать существующие и создавать новые необходимые документы любой структуры
·изменять экранные и печатные формы документов
·создавать журналы для работы с документами и произвольно перераспределять документы по журналам для эффективной работы с ними
·редактировать существующие и создавать новые справочники произвольной структуры
·редактировать свойства справочников:
oизменять состав реквизитов,
oколичество уровней,
oтип кода,
oдиапазон проверки уникальности кода
oи другое
·создавать регистры для учета средств в любых необходимых разрезах
·создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации
·описывать поведение элементов системы на встроенном языке.
Открытость и доступность
«1С: Ценные бумаги 7.7» содержит разнообразные средства для связи с другими программами.
Возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы позволит обмениваться данными практически с любой программой.
Кроме этого, встроенный язык содержит средства работы с файлами формата DBF.
Также «1С: Ценные бумаги 7.7» поддерживает современные средства интеграции приложений: OLE, OLE Automation и DDE. Использование этих средств позволяет:
·управлять работой других программ, используя встроенный язык «1С: Предприятия», - например, формировать отчеты и графики в Microsoft Excel
·получать доступ к данным «1С: Ценные бумаги 7.7» из других программ.
Бухгалтерский учет ценных бумаг
В программе «1С: Ценные бумаги 7.7» весь учет операций по движению ценных бумаг выполняется с использованием механизмов компоненты «Оперативный учет». Вместе с тем в программе предусмотрено формирование бухгалтерских записей (проводок) по данным оперативного учета и выгрузка проводок в программу бухгалтерского учета.
Совместимость с программой «1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений»
В типовой конфигурации программы «1С: Ценные бумаги 7.7» реализован обмен данными с типовой конфигурацией «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» редакции 6.
Методическая поддержка и сопровождение
В поставку программы «1С: Ценные бумаги 7.7» входят подробное руководство пользователя, руководство по ведению учета государственных долговых обязательств и инвестиций в ценные бумаги (описание типовой конфигурации) и демонстрационный пример, иллюстрирующий технологию работы с программой.
При изменении законодательства планируется выпускать обновления программы.
Зарегистрированные пользователи программы имеют право на:
·обновление конфигурации в фирме «1С» или у партнеров фирмы;
·пользование услугами Линии консультации фирмы «1С».
Применение программы позволяет:
·поставить учет ценных бумаг, государственных долговых обязательств и инвестиций в ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях;
·оперативно отслеживать текущие изменения в методологии учета;
·снизить трудоемкость учета;
·исключить счетные ошибки;
·повысить качество учета и отчетности;
·сделать учет «прозрачным»;
·оперативно получать достоверную информацию о движении ценных бумаг за любой период времени.
В настоящее время в нашей стране всё большую популярность получают операции организаций связанные с финансовыми вложениями в акции, уставные капиталы других организаций, предоставление займов другим организациям. На мой взгляд, современный Российский рынок ценных бумаг успешно развивается, хотя все еще существует масса недостатков связанных с контролем за действиями участников рынка в целях ограничения монополистической деятельности; защитой интересов инвесторов и в частности необходимость совершенствования процедуры регистрации ценных бумаг и защиты их от подделки нормативным регулированием этой сферы деятельности; установлением четких мер ответственности государственных и коммерческих структур за нарушение процедуры выпуска и обращения ценных бумаг. Но, несмотря на эти трудности, сегодня практически все субъекты экономических отношений, ведущие бухгалтерский учет непосредственно сталкиваются с учётом операций с ценными бумагами.
В своей курсовой работе я рассмотрела, по возможности, все ситуации, которые могут возникнуть при работе с финансовыми вложениями.
Хочу обратить внимание еще на одну проблему Российского рынка ценных бумаг, а именно все еще нестабильную экономическую систему, и как следствие недоверие партнеров друг другу, желание получать оплату за товары и услуги по факту отгрузки с предоплатой, и нежелание многих руководителей использовать такую систему оплаты, как вексель.
Еще раз хочу отметить, что на данный момент отсутствует единое положение, регулирующее все аспекты бухгалтерского учета финансовых вложений, и при их бухгалтерском и налоговом учете приходится опирать на очень большое количество нормативных актов, которые иногда трактуют одну и туже ситуацию несколько по разному, и из-за этого бухгалтеру бывает сложно правильно применять их на практике.
Следует отметить, что нормативная база по данному вопросу постоянно претерпевает изменения, вносятся дополнения и исправления, утрачивают силу старые нормативные документы, вступают в силу новые законы, приказы, инструкции, методические рекомендации, поэтому в обязанности бухгалтера входит своевременное ознакомление с изменениям и дополнениями в законодательной базе по бухгалтерскому учету и отчетности. Конечно же национальная правовая база, а также практика бухгалтерского и налогового учета финансовых вложений нуждается в дальнейшей корректировке, с тем чтобы превратить их в действительно удобный и универсальный инструмент получения прибыли, исключающий возможность необоснованных финансовых потерь. И такие предпосылки в нашей стране есть и процессы происходящие в нашей стране должны привести к новым политическим и экономическим условиям функционирования рынка ценных бумаг и всей финансовой системы в целом.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129 - ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29.07.1998 г. №123-ФЗ, от 28.03.2002. №32-ФЗ, от 31.12.2002 №187-ФЗ, от 31.12.2002 №191-ФЗ, от 10.01.2003 №8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ, Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)
. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н
. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н.
. Инструкция по бюджетному учету утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. №148н.
. Астахов В.П. Учет денежных средств и текущих обязательств в организациях. - М.: МарТ, 2006. - 480 с.
. Денежные средства и расчеты: учет, анализ, аудит. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 416 с.
. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет денежных средств. - М.: Проспект, 2007. - 189 с.
. Бухгалтерский учет и отчетность предприятий и организаций. / Под ред. В.В. Карпова - М.: Экономика и финансы, 2008. - 616 с.
. Бычков С.С. Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов) // Бюджетный учет. - 2006. - №6.
. Гарнов И.Ю. Учет валютных операций // Бюджетный учет. - 2006. - №2.
. Колесников С.И., Денеко Е.И. О процедуре проведения аудита эффективности использования бюджетных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2005. - №23.
. Курочкина Л.П. Изменения в учете финансовых активов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - №10.
. Парушина Н.В. Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и других счетах в банке // Аудитор. - 2006. - №4. - С. 14-18.
. Сергеева К.В. Движение наличных денежных средств при расчетах через казначейство // БУХ.1С. - 2007. - №7.
. Сивец С.В. Рекомендации по формированию рабочего плана счетов // Бюджетный учет. - 2009. - №7.
. Учет в медучреждениях: денежные поступления // Бюджетный учет. - 2007. - №7.
. Финансы предприятий / Под ред. М.В. Романовского. - СПб: Бизнес-пресса, 2009. - 417 с.
. Шишкоедова Н.Н. Учёт денежных средств. - М.: Вершина, 2008. - 214 с.
. Щеткин С.В. Расчеты бюджетного учреждения с вышестоящим распорядителем бюджетных средств (счет 304 04). Новый учет - старые проблемы // Советник бухгалтера социальной сферы. - 2006. - №1.