не достаточно хорошо осведомлены о мире животных, о чем говорят результаты, приведенные ниже.
Осведомленность о мире животных:
назвали всех животных - дети 6-7 лет;
назвали не всех животных (экзотических) - дети 4-5 лет;
не знают и почти не знают животных - дети 3 лет.
Интерпретация игры «Что это за животное»
Младшие дошкольники имеют ограниченное число сюжетов, меньшую осведомленность об окружающем мире, у них плохо развито внимание, сосредоточенность, но у детей этого возраста есть потребность к общению со сверстниками. Все эти показатели являются нормой из теоретических данных.
Дети старшего дошкольного возраста более развиты, осведомлены, хорошо и легко общаются с другими, помогают другим, что говорит об их готовности к школе.
Дети младшего дошкольного возраста стремятся к общению со сверстниками, они менее осведомлены, чем старшие дошкольники, менее развиты, слабо развито внимание, что является нормой.
На основании данного анализа и интерпретации можно сделать вывод, что дети данной группы развиваются соответственно своему возрасту. Для развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных процессов, необходимо рассказывать им, объяснять, читать о тех неизвестных сюжетах, объектах (в данном случае животных); что это за объект, какие у него отличительные черты, какие особенности его строения, цвета, запаха и так далее - все то, что поможет запомнить детям этот объект.
) В результаты наблюдения за игрой «Кто к нам пришел?» было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста слабо развита моторика, память и концентрация внимания и напротив старшие дошкольники больше знают, лучше развита моторика.
Результаты игры «Всё интересное о животном»:
дети 5-7 лет отвечали уверенно и правильно, много знают о животных;
дети 4 лет не всё ответили правильно;
дети 3 лет ответили неуверенно, с подсказки взрослых.
Интерпретация игры «Всё интересное о животных»
Так же как и в первой игре подтвердилось, что младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов; первоначально мотивом игры ребенка является привлекательный предмет; игра не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Дети старшего дошкольного возраста больше осведомлены, больше склонны к размышлению, быстрее отвечают, чем дети младшего возраста в силу своего психического развития.
Детей младшего дошкольного возраста привлекло в данной игре не рассказ о том животном, которого они представляли, а яркий, красочный мяч, который передавался от предыдущего участника.
Наоборот старшие дошкольники ответственно отнеслись к заданию и рассказали о животном все, что они знали.
На основании интерпретации и анализа данной игры, можно сделать вывод, что мотивационные потребности развиты различно у детей одной возрастной стадии - дошкольники. Дети младшего возраста мотивированны на красочность, объемность, привлекательность предмета; для детей старшего дошкольного возраста важным является правило и его выполнение. Все эти показатели не являются отклонениями в развитии детей, а являются нормой и требуют дальнейшей тренировки в развитии.
) В результаты наблюдения за ходом игры «Найди свой предмет» дети младшего дошкольного возраста плохо различали предметы, которые им нужно было взять и положить в соответствующую корзину, им помогали взрослые и старшие дошкольники. Почти все участники справились с заданием, благодаря сплоченности, взаимопомощи и стремлению к победе. 5-летний игрок из команды «Овощи» положил в свою команду Манго, посчитав его за баклажан.
Игроки собрали свои предметы:
Команда «Овощи» - не все правильно
Команда «Фрукты» - все правильно
Команда «Чистюли» - все правильно
Интерпретация игры «Найди свой предмет»
Дети младшего дошкольного возраста: мотив игры - привлекательный предмет; ограниченное число сюжетов, плохо проводят аналогию и обобщение предметов.
Дети старшего дошкольного возраста: подчиняются правилам, поставленным перед ними, помогают младшим, лучше проводят аналогию и обобщение предметов, которые нужно было найти и положить в свою корзину.
Младших дошкольников привлекло в этой игре красочные пластмассовые овощи-фрукты, один из участников не узнал фрукт «манго», но при помощи старших дошкольников из своей команды и взрослых ребята справились с заданием.
Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в командной игре, для них главное - победить, поэтому в ходе игры они помогали младшим класть нужный предмет в корзину.
На основании анализа и интерпретации игры «Найди свой предмет», можно сделать вывод, что, не смотря на разницу в возрасте, умение детей классифицировать предметы, знать их название и общую характеристику, объединение детей в команду, где главной целью является совместная игра, способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр, а также дальнейшему развитию общения между детьми.
Выводы по главе 2
На основании наблюдения в ходе проведенных игр, можно сделать выводы, что дети дошкольного возраста развиты неодинаково.
Младших дошкольников в игре привлекает красочность, объемность, привлекательность предмета; так как они имеют ограниченное число сюжетов; игра не планируется ребенком, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика, плохо проводят аналогию и обобщение предметов, слабо развито внимание, активно стремятся к общению со сверстниками.
Старшие дошкольники напротив легко общаются, хорошо пополнен словарный запас, сюжеты чрезвычайно разнообразны, ответственно подходят к выполнению заданий, лучше развита моторика, концентрация внимания, проводят аналогию предметов.
Все эти показатели говорят о нормальном развитии детей этой возрастной периодизации, что подтверждается с научной точки зрения.
Наблюдая за ребенком, который в начале игр отказался принимать в них участие, в процессе всех игр, было замечено, что все остальные дети через какое-то время стали не обращать внимания на этого ребенка. Ребенок какое-то время оставался в стороне, потом, к середине нашего праздника, присоединился к остальным и был готов следовать общим правилам игр.
Из теоретической части выявлено, если дети не умеют договориться между собой, игра распадается или такого ребенка, который не способен договориться с другими, просто не замечают. Как и произошло в данном случае, но желание и стремление к общению побудили ребенка вступить в контакт со сверстниками.
Заключение
игра психическое развитие ребенок дошкольник
Целью данной работы было определить значение игры для развития и формирования личности ребенка.
Гипотеза в начале работы была такова, что сюжетно-ролевые игры благоприятно действуют на развитие детей, объединяют их; через игру дети понимают реальность - «Что такое хорошо и что такое плохо».
Поставленные задачи мною выполнены. Гипотеза подтвердилась: игра объединила детей, они научились играть по правилам в команде, а значит, умеют прислушиваться к другим, уважают других; в процессе этих игр дети многое узнали о жизни животных, с радостью рассказывали об этом родителям и показывали картинки, взятые с праздника.
Исходя из выше приведенных данных наблюдения и из того, что детский дворовый театр существует уже 3 года, был сделан качественный анализ наблюдения значения игры в развитии детей.
Во-первых, дети стали более активными, более включенными в предлагаемые игры, что общественно значимо для общества в целом и для развития в дальнейшем самого ребенка.
Во-вторых, игра для детей способность понять, осмыслить или переосмыслить то, что происходит вокруг них в жизни, что и происходит с данной группой детей. С каждой такой встречей дети больше узнают об окружающем их мире, лучше разбираются в темах, которые мы вместе изучали в предыдущие встречи. Они научились размышлять, спорить, даже доказывать какие-то свои позиции, конечно оставаясь при этом на своем уровне развития, являющимся нормой.
В-третьих, при таких встречах у детей лучше развиваются память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и так далее, так как эти встречи мы тщательно готовим (в нашем коллективе 2 психолога-педагога, 1 психолог-логопед, 1 преподаватель иностранных языков) и детям интересно участвовать во всем этом, им легко общаться с другими детьми и людьми.
Литература
1.Богуславская 3.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. <http://psyparents.ru/index.php?view=book&item=1268&cat=5&sc=38&full=yes> - М.: Просвещение, 1991
.Вицлак Г. «Способность к обучению в школе» 1972г. (сайт Child-psy.ru)
.Выготский Л.С.Проблема возраста - М.,1984г.
.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования учеб. пособие. - М.: 1956г.
.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1983г.
6.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте - М., 1956 г.
.Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. - София, 2005г.
.Запорожец А.В. Избр. психологические труды в 2-х томах - М., 1986г.
9.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988г.
10.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей - М., 1990г.
11.Леонтьев А.Н.Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948г.
.Обухова Л.Ф.Возрастная психология - М.,2004г.
.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника учеб. пособие. - М.:1977г.
.Реан А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. - СПб., 2006г.
15.Реан А.А. Психология личности - СПб., 2007 г.
16.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения - М., 1987г.
17.Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте - М.: 1971г.
18.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития учеб. пособие. - М.: 1994г.
19.Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды - М., 1989г.
20.Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер.с англ.и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000г.
21.Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста под ред. Эльконина Б.Д., Венгера А.Л. - М.: 1988г.
22.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2007г.
23.<http://adalin.mospsy.ru/>
.http://www.solnet.ee