Библия как культурно-исторический памятник
ПЛАН
Введение
Библия
как культурно-исторический памятник
Заключение
Введение
"Вдумчивому человеку, - писал протоиерей
Александр Мень (Э. Светлов),- трудно найти в духовной жизни людей фактор,
который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. От каменного
века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы,
живёт она неразрывно с человеческим духом и мировой культурой".
Библию от. Александр, наряду с египетскими
храмами и вавилонскими гимнами, Парфеноном и русскими иконами, называет среди
ценностей, которые "коренятся в религии" и " вносят в земную
жизнь высший смысл".
Задачи нашей работы не совпадают с задачами
экзегетики* и заключаются в том, чтобы показать непреходящее
культурно-историческое значение Библии для человечества; причём, независимо от
того, какую религию исповедуют люди или и вовсе являются атеистами. В
студенческом реферате по основам религиоведения Библия не может быть
исследована и оценена как священное писание, что по определению московского
митрополита Филарета (Дроздова), данному в середине XIX
в., означает: "Книги, написанные духом божиим через священных от бога
людей, называемых пророками и апостолами". Библия будет рассматриваться
нами как "важное историко-культурное явление, заслуживающее внимательного
и заинтересованного исследования". Более двадцати лет назад известный
советский востоковед И.М. Дьяконов заметил, что "мы лучше всего поймём
древнееврейскую ("библейскую") литературу, если раз и навсегда
откажемся расценивать её - в позитивном или негативном смысле - как какое-то
особое, уникальное, то ли боговдохновенное, то ли созданное намеренно для
одурачивания народных "масс" писание, а будем рассматривать её как
то, чем она является, - одной из ряда литератур Древнего Востока, типологически
с ним сходной, не более и не менее религиозной, чем другие, и в целом не более
и не менее реакционной или прогрессивной, чем другие".
Актуальность темы очевидна и, прежде всего, с
позиций возрождения нравственности и духовной культуры в российском обществе, как,
в прочем и с познавательной точки зрения.
Библия как культурно-исторический памятник
Библия: композиция, периодизация,
язык
Как следует из самого названия,
"Библия" (греч. "книги") не являются одним цельным
произведением. Это сборник различных сочинений числом более шести десятков (а
вместе с неканоническими* книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг,1
условно называемых "Книгами", значительно различающихся между собой
как по объёму, так и по времени составлению, содержанию, жанру и стилю, написанных
разными авторами.
В христианской Библии выделяются две крупные
части: Ветхий завет (древнеслав. "Древний союз" или "Древний
договор") и Новый завет.
Ветхий завет является вероисповедной основой
двух религий: иудаизма и христианства. Ветхий завет стал священным писанием
древнееврейской религии, Новый завет - христианства. Но поскольку христианство
во многом сложилось на основе иудаизма, его последователи по традиции
признавали священным писанием так же и Ветхий завет. И до сих пор все
христианские церкви считают священным писанием всю Библию, в то время как иудее
признают только Ветхий завет.
Традиционно книги Ветхого завета подразделяют на
три "разряда":
1. "Закон" (в иудаизме -
"Тора" - "учение" или "закон");
2. "Пророки" и
3. "Писания".
В "Закон" входят 5 первых книг Библии,
так называемое Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
"Пророки" (древнееврейск. небийм)
делятся на первых или старших и на последних или младших, которые, в свою
очередь, подразделяются на "великих" и "малых". Еврейская
современная (т.н. масоретская) Библия к "великим" относит 3-х
пророков: Исаию, Иеремию, Иезениля; и их книги наряду с книгами 12-ти
"малых" пророков относит к разделу "Пророки"**
Перечисленные выше книги Ветхого завета
считаются каноническими (от канон - греч. "правило"; в данном случае,
правило, которое церковь постановляет в отношении веры для обязательного
выполнения со стороны верующих) как в иудаизме, так и во всех христианских
церквах. Кроме них есть ряд других сочинений, "книг", которые
иудейские богословы вообще не считают священными писаниями и не включают в свою
Библию, а некоторые из христианских церквей включают либо в качестве
"богодухновенных"***(католическая церковь), либо в
качестве "душевнополезных" (православная церковь).
Канонические книги более древние, написаны в XV-V
в.в. до Рождества Христова (до н.э.); неканонические - в IV-I
в.в. до Р.Х.
Почти все сочинения, вошедшие в состав Ветхого
завета, были написаны на древнееврейском языке и лишь несколько мест в них - на
родственном ему арамейском языке. Первым собирателем книг считают Ездру (V
в. до Р.Х.). В III
в. до Р.Х. - I в. Р.Х. ветхозаветный
канон приобрёл тот вид, который существует в современной Библии.
В III-II
в.в. до н.э. был сделан перевод Ветхого завета на греческий язык. Этот перевод
был сделан для александрийских евреев и иудеев, живущих вне Палестины, которые
уже забывали родной язык и говорили по-гречески, но. Как сказано в Предисловии
к Книге премудрости Иисуса, "находясь на чужбине, желают учиться и
приспособляют свои права к тому, чтобы жить по закону".
Библейские книги на латинском языке были
известны уже в конце II
в.
по Р.Х. В конце IV-
начале V в.в. их перевели
заново, этот перевод под названием "Вульгата" получил широкое
распространение в Католической Церкви.
Переводу Библии на славянский язык начат был в IX
в. Кириллом и Мифодием. Современная славянская Библия представляет собой
перепечатку Елисаветинского издания 1751-1756 г.г.
На русский язык Библия переведена в середине XIX
в. Канонические книги переводились с еврейского малоретского текста с
дополнениями и вариантами из Септуатинты, а неканонические - с греческого, за
исключением Третьей книги Ездры, переведённой с латинского, т.к. этой книги нет
ни в еврейской, ни в греческой Библии. Русская православная Библия содержит все
39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого завета.
Новый завет включает в себя 27 книг: Евангелие
от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна
(евангелие - греч. "благая весть", "благовествование").
За евангелиями следует небольшое сочинение
Деяния Апостолов. Затем Послание Апостолов; их -21, из них первые 7 называются
соборными, потому что адресованы от Иоанна, Иуды) всем христианским общинам.
Остальные 14 носят название Посланий апостола Павла и адресованы либо
какой-нибудь одной общине (например, Послание к римлянам), либо к какому-то
отдельному лицу (например, Послание к Тимофею).
Заканчивается Новый завет Откровением Иоанна
Богослова или Апокалипсисом (греч. "откровение").
Последовательность появления книг Нового завета
не совпадает с той, в которой они располагаются в каноне и которая отстаивается
христианской традицией. Первым во второй половине 69-начала 69 г.г. появилось
откровение Иоанна; в конце 90-х г.г. I
в. и в начале II в. -
некоторые из Посланий; во второй четверти II
в. - Евангелие; в начале второй половины II
в. - Деяния и остальные послания.
Проблемы авторства и датировки большинства
библейских книг ещё очень далеки от окончательного решения. Однако в общем
можно считать научно установленным, что древнейшие тексты, вошедшие в состав
Ветхого завета, относятся к XIII
- XII в.в. до н.э., а
самые поздние - по II
в. до н.э. Что касается Нового завета, то он создавался ещё позже - в I
- II в.в. н.э. таким
образом, в общей сложности Библия складывалась на протяжении почти 1500 лет.
Библия: культурно-историческое
значение
Знаменитый французский историк религии Эрнест
Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами:
"Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в
результате которого благороднейшая часть человечества перешла от старых
религиозных форм, известных под неопределённым именем идолопоклонства, к новой,
основанной на единстве Божества…".
Ниже Ренан даёт предельно краткий, но
удивительно ёмкий анализ языческих религиозных верований, которые у одних
народов "не прошли далее веры в кудесников", либо приводили "к
бесстыдным сценам бойни", или не выходили из фетишизма. Даже при
"блестящих цивилизациях, развившихся в отдалённой древности в Китае,
Вавилоне и Египте" религия "не имела… никакого влияния на направление
великих человеческих течений", а религия "Вавилона и Сирии никогда не
освобождалась от основ странной чувственности", оставались "школами
разврата, где только лишь благодаря поэтическому проникновению открывались
порой блестящие просветы в мир божества".
Далее Ренан делает потрясающе точный вывод:
"никакой великой нравственной мысли не могло выйти от рас, униженных
вековым деспотизмом и привыкших к учреждениям, которые лишали личность свободы
действия".
"Явление на свет" поэзии души, веры,
свободы, частности, самоотвержения" Ренан связывает с "двумя великими
расами - индоевропейской и семитической.*
По убеждению Ренана, именно "расе
семитической принадлежит слава создания религии человечества". Конечно же,
речь здесь идёт о христианстве, но Ренан пишет: "Закон или Тора,
написанная в глубокой древности на каленных скриженах и приписанная … Моисею,
был уже тогда кодексом монотеизма и заключал … могучие зародыши общественного
равенства и нравственности".
"Центральная доктрина иудаизма, - пишут
авторы одного из современных учебников, - вера в единого бога, который
бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует
адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в
бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий
поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через
Тору".
Иудаизм тесно связан с древней историей
семитских народов и, прежде всего, еврейского. Приблизительно во второй
половине II-го
тысячелетия до н.э. наряду с разложением родового строя у части семитских
племён на смену распространённой среди народов Древнего Востока космогонической
мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.
Несколько веков спустя Завет с Богом, подтверждённый
Моисеем, приобретает письменную форму, а затем, по мере исторического развития,
в Книгах - Библии …
По условиям нашего реферата нет ни возможности,
ни смысла анализировать и оценивать точность соответствия библейских текстов
реальным историческим процессам в событиях и лицах. Гораздо важнее отметить:
Библия, являясь своеобразным "продуктом" человеческой истории,
сложившись, преобразилась в мощнейший фактор, влияющий на ход истории
человечества. Можно сколько угодно оспаривать "богодухновенность"
библейских текстов, но отрицать единство внутренней логики библейских сюжетов и
объективно исторических событий - означало бы быть слепым.
Монотеизм (единобожие), его осознание и
признание - решающее завоевание цивилизации; здесь трудно не согласиться с
Э.Ж.Ренаном (см. выше). Но важно и не упустить один существенный момент. На
него обращают внимание и в научной литературе: "Хотя иудаизм, - пишут
авторы Основ религиоведения, - поставил своей целью признание Бога всем
человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассиминации евреев, оставаясь
мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля". Поэтому
иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание, но с другой стороны, по этой
же причине (этническая замкнутость) иудаизма проявляет свою жизнестойкость.
Религией единения человечества, выросшей из Библии, стало христианство.
Идея мессианства - грядущего пришествия в мир
божьего посланца, призванного установить справедливый и угодный Богу порядок, -
одна из центральных в иудаизме, в Новом Завете обретает свою законченную форму.
Если в иудаизме, особенно в крайних его формах таких, как фарисейство;
выступали за чистоту иудаизма, за соблюдение внешних норм поведения), Мессия
придет для того, чтобы освободить иудеев от власти язычников и положить основание
Царствия Божия на земле, истинными наследниками которого является богоизбранный
народ, т.е. те же иудеи; то в христианстве Мессия - Сын Божий, явившийся для
спасения всего человечества.
Именно поэтому христианство стало второй (после
буддизма) мировой религией. Третья, самая молодая, мировая религия - ислам, -
не смотря на предельно обострившееся в наши дни противостояние иудейскому и
христианскому миру, в разное время и не без оснований воспринималась как одна
из христианских сект или как основанная на заимствованиях религия. Не без
оснований потому, что главная священная Книга мусульман, Коран, в значительной
мере посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных, сюжетов и
почти на четверть содержит сведения о жизни библейских пророков. Это тема
отдельного исследования, но поскольку мы говорим о культурно-историческом
значении Библии, не отметить влияние последней на одну из мировых религий,
которую исповедует более миллиарда человек было бы ошибкой.
И, наконец, главное: культурно-историческая
ценность Библии заключается, прежде всего, в ценности той доктрины, которую она
проповедует. Библейское Слово "… провело раздел между духовным и временным
и положило основу истинному либерализму и истинной цивилизации". Будучи
высоким образцом культуры духовной, Библия удивительным образом влияла на
развитие материальной культуры человечества.
Удивительно точно об этом сказал Роман Быкадоров
в "Священной истории". В согласии со средневековыми концепциями,
ведущая роль в формировании сакральной географии Ойкумены принадлежит святыням.
Ветхозаветные религии, вещи, принадлежавшие спасителю, Божьей Матери и
Апостолам, мощи святых, главные храмы Константинополя и других христианских
столиц, императорские и патриаршие регалии были видимым средоточением духовной
жизни. Именно вокруг них, а не вокруг рыночных площадей и зернохранилищ
складывались города и государства древности, как бы тенденциозной учености не
хотелось опровергнуть это".
Заключение
О Библии как о памятнике истории и культуры, в
сущности, говорить нельзя. Памятник - это "сохранившийся предмет
культурного прошлого", а Библия - вероисповедная основа живых религий.
Памятником письменности Библия может быть только
для атеистов; либо слово "памятник" применительно к Библии должно
употребляться с целью подчеркнуть непреходящую культурно-историческую ценность
входящих в неё Книг.
В основной части нашего реферата мы намеренно не
затрагивали вопросов о происхождении Вселенной, жизни на Земле и человека, хотя
их божественное происхождение лежит в основе библейской доктрины. Великий
русский философ Вл. Соловьёв писал: "… богословское положение о сотворении
мира из ничего, … не есть какое-нибудь объяснение, а только требование
отказаться от всяких объяснений". Современная наука, изучающая концепции
естествознания, пришла к замечательному выводу: "Вопреки бытующим
представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном
сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не
обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития
приобрела черты, объяснённые на основе Законов природы".
Та же наука относит мировые религии к числу
"универсальных, сверхлокальных ценностей", формирующих
социокультурную общность, именуемую цивилизацией. И, конечно же, Библии как
вероисповедной основе одной из трёх мировых религий принадлежит и одно из
главенствующих мест в системе этих ценностей.
Литература
1. Библия. По заказу Казанской
епархии.- Казань, 1994.
2. Мень А. Духовная жажда в
современном мире. Малая Церковь.- М.: Русский мир, 1992.
3. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. -
М.: Политиздат, 1991.
4. Рижский М.И. Библейские
пророки и библейские пророчества. - М.: Политиздат, 1987.
5. Крывелев И.А. Библия:
историко-критический анализ. - М.: Политиздат., 1982.
6. Дьяконов И.М. Поэзия и проза
Древнего Востока. М.: Наука., 1973.
7. Богдасаров Р. Священная
история народов - Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку русской
эсхатологии). В 2 т. С.Пт.: Общество свт. Василия Великого, 1998.
9. Концепции современного
естествознания. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
10. Философский словарь Владимира
Соловьёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
11. Атеистический словарь, - М.:
Политиздат, 1985.
12. Ожегов С.И. Словарь русского
языка. - М.: Рус. яз., 1987.