Угнетенность психики неизлечимыми недугами и ее преодоление
Введение
В последние десятилетия в мире
резко возросло количество людей страдающих онкологическими заболеваниями. По
мнению многих психологов (А.Ш. Тхостов, Н.Г. Кощуг, А.В. Гнездилов, В.Н. Герасименко)
проблема человека находящегося в ситуации онкологического заболевания должна
рассматриваться не только как медицинская, но и как проблема социальная и
психологическая. Тяжесть и негативный миф заболевания в обществе приводит к
тому, что происходит разрушение привычной деятельности, установок и отношений
личности. Человек оказывается в ситуации "… невозможности жить,
реализовывать внутренние необходимости своей жизни" (Василюк Ф.Е.), в
ситуации кризиса, как процесса смысловой динамики, направленный вектор от
рассогласованной, в виду болезни, системы смыслов к согласованию смысловой
сферы личности в контексте целостного жизненного пути личности. Заболевание
деформирует жизненно-смысловую перспективу, "сужает свободу существования
человека не только в настоящем, но и в перспективе будущего".
1. Трансформации смысловой сферы личности
Мы предполагаем, что онкологическая
патология приводит к изменению смысловой сферы личности.
Для проверки данного
предположения нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого
являлось изучение особенностей влияния онкологической патологии на смысловую
сферу личности. Гипотеза нашего исследования - онкологическая патология, сужает
и деформирует смысловую сферу личности.
Для изучения смысловой сферы мы
использовали: тест "Смысложизненные ориентации" Д.А. Леонтьева; методику
"Локус контроля" Е.Г. Ксенофонтовой.
А также процедуру "Линия
жизни", суть которой в том, что испытуемым предлагается изобразить "линию
своей жизни", отмечая на ней события прошлого, настоящего и будущего, и
оценивая их согласно предложенной шкалы от +5 до - 5, используя данный прием
можно оценить особенности переживания настоящего момента и преобладающую
временную ориентацию;
При планировании данного
исследования был использован экспериментальный план ex-post-facto. В
исследовании приняло участие 40 испытуемых.
Экспериментальную группу
составили пациенты онкологического диспансера находящиеся на амбулаторном
лечении со стажем заболевания до 3-х месяцев, n=20. Контрольную группу
составили практически здоровые люди, n=20. Расчеты проводились с помощью
статистического пакета STATISTICA 6.0, с использованием критерия U-Манна-Уитни.
В процессе статистической
обработки полученных в ходе исследования данных, были получены следующие
результаты.
Переживание настоящего, по линии
жизни, момента в группе онкологических больных имеет более негативную окраску,
чем в группе здоровых испытуемых (p=0,0007). Осмысленность жизни в группе
онкологических больных ниже, чем в группе здоровых (р=0,0274). В группе
онкологических больных преобладает интернальный локус-контроль жизни (р=0,018).
Так же были получены различия на
уровне статистической тенденции, свидетельствующие о том, что в группе
онкологических больных жизненные цели представлены менее чётко, чем в группе
здоровых испытуемых (p=0,0742).
2. Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)
Детская онкология - достаточно
молодое, во многом революционное и все еще исследовательское направление в
отечественной и зарубежной медицине (Дурнов, 1992).
До сих пор не осуществлены
исследовательские психологические программы в этой области, тогда как "прикладная
психология" активно осваивает это поле профессиональной деятельности.
И даже так называемая "психо-онкология"
не имеет обширных научных данных о закономерностях переживания ситуации болезни
детьми, особенностях их адаптации к болезни, представлениях о будущем,
трансформациях ведущих деятельностей, процессах формирования ВКБ, а также
результатов нейропсихологических исследований влияния медицинских препаратов на
корково-подкорковые функции.
В рамках проведения
диссертационного исследования, посвященного знаково-символическому
опосредствованию личностных переживаний проблемно-конфликтных ситуаций, нами
ведется работа в НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина, в
отделении общей онкологии (онкопатологии различных органов и опорно-двигательного
аппарата). Выделены основные сферы, требующие проведения специальных
психологических исследований.
Во-первых, это процессы
первичного и вторичного означивания интрацептивных ощущений. Опираясь на
семиотические представления Р. Барта об означающем и означаемом в контексте
порождения мифов, А.Ш. Тхостов говорит о "двухступенчатой" схеме
формирования симптома, когда означенное интацептивное ощущение начинает
означать болезнь (Тхостов, 2002).
Болезнь является не только
соматическим конструктом, но и "мифом", порождаемым определенными
универсальными культурными категориями. Однако, если во взрослой онкологии
"мифы" уже достаточно сильны, и существует сложившийся культурный
стереотип заболевания, то детская онкология в обыденном сознании, скорее всего,
еще не "обросла" такими конструктами.
Это может быть связано и с
относительной редкостью заболевания, и с тем, что в литературе и истории есть
известные примеры различных гематологических проблем у детей, но представлений
о солидных опухолях в детском возрасте в обыденном сознании все-таки меньше.
Во-вторых, это проблема
выделения основных кризисных моментов в ситуации болезни.
Как показывает наша практика, ни
родитель, ни сам заболевший ребенок не нуждаются в постоянном психологическом
сопровождении.
На стадии подбора методик для
проведения диссертационного исследования нами осуществлялся мониторинг
психо-эмоционального статуса детей и родителей (с использованием методик "Анализ
семейных взаимоотношений", рисуночный тест Вартегга, РНЖ, исследование
самооценки по Дембо-Рубинштейн и др.).
1. Формулирование диагноза. Для
взрослого человека, с его сложившимся "мифом" болезни, известие об
обнаружении опухоли у ребенка приобретает значение "смертельного приговора".
2. И для ребенка, и для родителя
тяжелой фазой адаптации к болезни, получившей название "шок госпитализации",
является первичная госпитализация. В этот период ребенок оказывается резко
перемещенным в аномальную для него ситуацию.
Изменение режима жизни, комплекс
сложных врачебных процедур, соседствование с большим количеством пока еще
незнакомых людей, невозможность уединиться, отрыв от референтной группы - вот
краткий перечень психотравмирующих факторов для ребенка.
Для родителя к этим проблемам
прибавляется актуализированная фобия потери ребенка, переживание по поводу
средств на существование, шок от временных перспектив лечения и необходимости
резко изменять сложившуюся сеть социального взаимодействия.
В этот период особенно важно включать
ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, помочь ему
адаптироваться через ведущие деятельности, характерные для его возраста, - игру
и учебу. Период адаптации к стационару (первые 2 недели) выбран нами для
проведения исследования.
3. Особый период лечения - подготовка
ребенка к операции и сопровождение в послеоперационный период.
Чаще именно подростки остро
переживают неизбежные изменения во внешнем виде (выпадение волос, усталый вид,
раздражения и метки на коже). А перспектива операции (особенно при
онкопатологии опорно-двигательного аппарата) вызывает страхи остаться инвалидом.
Причем даже эндопротез зачастую
воспринимается пациентами как существенный физический изъян, который будет
помехой на дальнейшем жизненном пути.
4. Отдельная ситуация лечения -
рецидив заболевания, когда ребенок вновь оказывается в клинике на повторном
курсе лечения. В этот период может возникать неверие в будущее, нежелание
дальнейшего лечения, недоверие к врачам и родителям. Особенно остро встают эти
проблемы, если рецидив приходится на подростковый период.
В-третьих, переживание страха
смерти, что в меньшей степени характерно для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, однако весьма актуально для подростков.
По первым полученным данным (модифицированные
"Незаконченные предложения", "Линия жизни", тест Вартегга,
Самооценка Дембо-Рубинштейн) обследования детей в возрасте 11-14 лет, можно
говорить о сильнейших страхах смерти, которые активно вытесняются и
компенсируются завышенным уровнем притязаний и самооценкой по шкалам "Здоровье"
и "Счастье", нереалистичным изображением длительности собственной
жизни (например, мальчик 13,5 лет планирует прожить 200 лет).
В-четвертых, отдельный интерес
представляет нейропсихологическое исследование детей с опухолями головного
мозга и пациентов, получающих высокодозное лечение.
В-пятых, особая проблемная сфера
- это трансформация детско-родительских отношений.
С одной стороны, тяжелое
заболевание - уникальный факт автобиографической памяти, и можно говорить, что
эти дети очень рано узнают страдание, боль, "рано взрослеют". Но, с
другой стороны, наблюдается мощный регресс диадических отношений матери и
ребенка.
В кризисной ситуации угрозы
потери ребенка практически все матери отделения общей онкологии, вне
зависимости от возраста их детей (от 0 до 16 лет), начинают использовать
местоимение "мы" в рассказе о себе и ребенке ("мы легли в
больницу", "нас направили в Москву", "у нас показатели
сегодня не очень", "кушаем плохо" - это высказывания матерей о
детях-подростках). А многие дети, в свою очередь, обращаются к таким "детским"
средствам манипуляции, как капризы, хныканье, плач.
Особенно интересно, что из
разговора с мамой исчезают все слова вежливости, которые продолжают активно
использоваться в разговоре с чужими людьми.
Исследование личностных
особенностей онко-клиентов с воронкообразной деформацией грудной клетки (ВДГК)
На сегодняшний день отмечается
необходимость присутствия психолога в соматической клинике. Такая тенденция
объясняется, прежде всего, увеличением степени опосредованного взаимодействия
врача с психологической составляющей клиента, тем самым, обуславливая
потребность профессионального сопровождения диады "врач-клиент".
Данное исследование является
пилотажным. В нем предпринята попытка определить потенциальные направления
психологического взаимодействия, как с врачом, так и с его клиентом.
В практической части данной
работы представлено исследование диады "хирург - клиент с ВДГК".
Результаты исследования могут
послужить основой для разработки путей взаимодействия в возникающей триаде
"врач - психолог (психотерапевт) - клиент", направленного на работу с
неблагоприятными для клиента психологическими последствиями операции.
Исследование проводилось на базе
МОНИКИ (Московский Областной Научно-Исследовательский Институт им. М.Ф. Владимирского)
в отделении торакальной хирургии. На данный момент количество испытуемых
составило 13 человек (10 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 17 до 35 лет со
слабой и средней степенями выраженности ВДГК без угрозы для здоровья.
В данном исследовании
использовались методы психодиагностики личности, позволяющие изучить отдельные
элементы целостной структуры личности. Исследование проводилось за сутки до
операции, использовалось 6 методик: САН, МИС, Рисунок человека, Клиническая
беседа, УСК, опросник Тейлора. Дальнейшая интерпретация полученных данных
проводилась с учётом рекомендаций, разработанных С.Р. Пантелеевым в рамках
курса психодиагностика.
Проводимое исследование обладает
следующей спецификой: ограниченность времени общения психолога и клиента (клиенты
преимущественно иногородние); необходимость работать с новой группой клиентов,
которые не относятся к клиентам с соматическими нарушениями и вместе с тем не
входят в группу клиентов пластических хирургов.
Обследованная группа пациентов
обнаружила следующие личностные особенности: внешнее благополучие и значимость
самопрезентации; закрытость и подозрительность в начале процесса обследования; наблюдается
поиск исключительно внешних способов решения (смена работы, операция) проблем,
нет внутренней работы человека; неадекватная оценка собственных неудач; отмечается
отвержение образа телесного "Я", затруднение самопринятия и
интеграции своего тела в образ "Я".
Результатом пилотажного
исследования стало определение круга возможных причин обращения за помощью к
торакальным хирургам для устранения (исправления) ВДГК.
Причина 1. Обращение к хирургу
является внешним средством решения проблем, связанных с поиском самоопределения.
Причина 2. Фиксация на дефекте,
вызванная непринятием окружения (к примеру, детская травма) является причиной
обращения к помощи хирурга.
Пути взаимодействия обусловлены
причинами обращения к хирургу и являются противоположно направленными. Таким
образом, операция по исправлению ВДГК в ситуации кризиса самоопределения не
является однозначным и адекватным способом решения проблемы.
Психологическое состояние
клиента может улучшиться на некоторое время, может остаться прежним, может
ухудшиться, так как истинная причина неудовлетворенности жизнью кроется в
личностных характеристиках, а не ВДГК.
В дальнейшем причины вновь
возникших проблем будут усматриваться в новом, но по-прежнему, внешнем
источнике. В данном случае, пациентам, скорее, показана психологическая помощь
(в том числе и краткосрочное консультирование).
Психологическая помощь в таком
случае может либо полностью устранить необходимость оперативного вмешательства,
либо выступить в качестве профилактики использования внешних способов решения
психологических проблем. Однако, если речь идет о фиксации на дефекте, то
операция как альтернатива длительной и дорогостоящей психотерапии может помочь
успешно решить данную проблему.
Заключение
Таким образом, в результате
проведенного эмпирического исследования мы получили данные, свидетельствующие о
том, что люди, страдающие онкологической патологией, имеют изменённую смысловую
сферы, это подтверждается тем, что, настоящее воспринимается как негативное,
лишённое смысла, фрустрирующее удовлетворение потребностей, при этом нарушается
процесс целеполагания.
Преобладание интернальности в
группе онкологических больных свидетельствует о том, что обширная зона
психической активности сфокусирована на страдании, осуществляется "деятельность
переживания", необходимая для формирования новой внутренней позиция
человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в
структуре личности.
Безусловно, это лишь краткий
перечень проблемных сфер в детской онкологии, требующих психологической
разработки и проведения научных междисциплинарных исследований.
Список литературы
1.
Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2008.
2.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 2004
3.
Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2007
4.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой
реальности.2-е, исправленное издание. М., 2007
5.
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 2004
7.
Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
8.
Дурнов Л.А. Записки детского онколога (Драматическая деонтология). - М.:
Интербук, 2006.
9.
Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической
памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2006.
10.
Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2005.
11.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при
расхождении уровня самооценки и притязаний, ВП, №1, 2003.
12.
Практикум по психодиагностики. Руководство по интерпретации. Общ. ред. Пантилеева
С.Р., М., 2007.
13.
Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных
расстройствах и соматических заболеваниях. М., 2005.
14.
Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2008.
15.
Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных // Журнал
невропатологии и психиатрии им С.С. Корсакова. 2004. №12.