Педагогическая антропология как наука
Дайте характеристику педагогической антропологии как науки (определения,
предмет, цели, задачи, принципы, общая характеристика)
Антропология- это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно
значительном феномене.
Чрезмерное
обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света,
привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов,
вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастанию
интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возникновению в них
собственных антропологии. Сегодня существуют философская, религиозная,
культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшая
универсальной антропология стала лишь одной из человековедческих наук
естественно-научного направления. Она включает в себя расоведение,
морфологию человека, антропогенез и, как ни странно, педагогическую
антропологию. Прилагательное педагогическая появилось в одном из разделов
антропологии потому, что этот раздел изучает антропологический облик не
взрослых, а детей. Она отрабатывает способы фиксации этого облика и его
изменений под влиянием различных факторов — природных, социокультурных,
экологических; описывает типичную для конкретного этноса возрастную динамику
облика детей. Определяет зависимость антропометрических показателей от режима и
содержания жизни конкретных образовательных учреждений, от специфики
организации дидактических и воспитательных систем. Очевидно, что этот раздел
антропологии дает весьма поучительную информацию для человековедения, в том
числе и для педагогики.
Педагогическая
антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она
стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста
влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни.
Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп
(числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с
ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой
педагогического совета, предупреждения об опасностях.
Предметом
педагогической антропологии является
объект педагогики- человек развивающийся. Исследуя свой объект, педагогика в
силах разработать предмет - направленный на взаимодействия людей, влекущие за
собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой
сферах личности.
Педагогическая
антропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках,
их внешнее и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике.
Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования
типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно, насколько
необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Педагогическая
антропология выделяется в структуре педагогики как фундаментальная и, вместе,
вспомогательная наука, составляющая « цокольный этаж» в здании педагогики,
снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте. Это знание
необходимо для решения крайне важной методологической проблемы- перехода с
уровня на уровень в изучении человека, может помочь в периодизации онтогенеза
человека, наконец, в построении теории личности, при решении вопросов о
структуре сторонах и признаках развития личности, о границах изменений этих
признаков и факторах, регулирующих эти изменения.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики
— человек развивающийся.
Только
исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет — целенаправленные
взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной,
интеллектуальной, поведенческой сферах личности. Между тем, чтобы приблизиться
к научно обоснованному действию, надобно прежде понять сущность, механизмы,
этапы и характер течения процессов, которые предваряют эти изменения,
сопутствуют им и следуют за ними — «внутри» человека и вне него.
Искусственная
изоляция предмета педагогики от ее объекта как целого затрудняет создание
конкретно-всеобщей, содержательной теории образования.
Важнейшая целей
педагогики - профилактика и коррекция
девиантного, разрушительного поведения - в принципе недостижима вне и помимо
человековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию»
становления воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняя
практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе.
Принципы
педагогической антропологии:
Педагогика
же познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом
слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности,
становлении, свойствах, деятельности.
Необходимость
этого глобального подхода к объекту предопределена самой природой и целями
педагогики. И осознается ею как возможность решения ее проблем.
Ведь
педагогика — наука и искусство совершенствования личности. Личности как
единства физического и духовного, унаследованного и приобретенного,
биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействии
человека воспитуемого и человека воспитывающего.
Чтобы
ответить своему назначению и оправдать свое существование, педагогике
приходится базироваться на достоверном знании о человеке. Знании, которое дают
и науки, и искусства, и религии, и практика.
Этот запас
сведений о вспомоществовании человеку при его втором, личностном, рождении
может быть результатом только всестороннего познания человека. Структуру
процессов воспитания и обучения, различных средств и методов можно понять лишь
в их отношении к структуре развития целостной природы человека.
Человек как
воспитуемый и воспитатель есть одновременно и субъект, и объект педагогики. Не
увязывая воедино природу своего объекта и своего предмета, педагогика не в
силах выйти в конструктивную позицию — не может управлять изучаемыми
процессами.
В объектную
область педагогики входят и непреднамеренные, специально не организованные,
нетелеологические и несистематические явления и процессы. Например, воздействие
на человека экономических систем в их динамике; воздействие на целые народы
экологических, биогеосферических событий и т.п.
Искусственная
изоляция предмета педагогики от ее объекта как целого затрудняет создание
конкретно-всеобщей, содержательной теории образования.
Всякая
серьезная попытка выстроить систему педагогических решений на фундаменте
тщательного изучения объектной области, взятой не вообще, а в совершенно
конкретном виде, приводит к важным теоретическим и ценным практическим
результатам. Примерами могут служить системы поэлементного воспитания И.Г.
Песталоцци, физического воспитания П.Ф. Лесгафта и дошкольной дидактики Марии
Монтессори.
Задачи
педагогической антропологии:
Основная
задача целостного исследования объекта педагогики, осуществляемая
педагогической антропологией, заключена в разыскании закономерных связей между
биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами «извне
идущих» воздействий на него — целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренных
и случайных, систематических и эпизодических. Эти связи реально существуют
только как разного вида взаимодействия растущего человека с его ойкуменой.
Педагогическая
антропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику воспитания
ориентирами для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Тогда
только теория сможет сказать практику, собственно в каких ситуациях, при каком
именно сочетании обстоятельств один и тот же метод вреден, в каких — полезен, а
в которых — нейтрален.
Педагогическая
антропология нужна и как основа жизненно важных типологий педагогических
ситуаций. Стало быть, — для разработки методических вариантов обучения и
воспитания. Это позволяет получить простые и действенные способы
индивидуализации образовательной работы, т.е. применения научного знания на
практике.
Она
призвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных усилий.
Так, именно
с позиций антропологии утверждалось: «Величайшим препятствием для
коммунистического воспитания человека является сам человек» Педагогическая
антропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках,
их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике
(гигиене). Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные
образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно,
насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Педагогическая
антропология не может при этом не опираться на данные психологии и
психоанализа, психиатрии. Психология преступника дает ценный материал для
развития педагогической нозологии, терапии и гигиены. Психоанализ отсылает
исследователя к детству страдающего болезнью души, к хронически и одноразовым
психическим травмам; дает глубокие знания о неврозах и их изживании.
Медицинская психология служит важным источником для педагогической деонтологии.