Установка поршня с шатуном и компрессионными кольцами в цилиндр
Министерство общего профессионального
Образования Российской Федерации
Ижорский политехнический
профессиональный лицей
ГРУППА № 306 “АВТОСЛЕСАРЬ”
Выпускная квалифицированная
работа по разработке
технологического процесса.
На тему:
«Установка поршня с
шатуном и
компрессионными кольцами
в цилиндр».
Выполнил:___________(Попов В.С.)
Проверил:_________(Тягунов М.М.)
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2003г.
Шатунно-поворотная группа
Поршни
воспринимают давление газов при сгорании рабочей смеси и передают его при
помощи шатунов на коленчатый вал.
Диаметр головки подвергающейся большому нагреву меньше
чем диаметр юбки. Юбка изготавливается овальной и конусной.
Поршневые кольца. Основная функция поршневых колец – уплотнение камеры
сгорания и обеспечения герметичности соединения деталей поршень – цилиндр –
канавки. Конструктивно поршневое кольцо представляет собой плоскую разрезную
пружину с зазором, который называется замком.
Компрессионные кольца подбирают с определённым зазором по высоте к канавке
поршня. При установке поршня в цилиндр кольца сжимаются до небольшого зазора в
замке и плотно прилегают к поверхности цилиндра, что предотвращает прорыв газов
в картер двигателя.
Маслосъёмное кольцо – снимает излишки масла со стенок цилиндра, отводит
его в поддон картера.
Поршневые кольца изготавливают из легированного чугуна или из
специальной стали.
Поршневой палец. Для шарнирного соединения поршня с верхней головкой
шатуна служит поршневой палец. Поршневой палец изготавливается из легированных
сталей, а поверхность его закаливается токами высокой частоты. По способу
соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся на плавающие и закреплённые.
Осевые перемещения пальца ограничиваются стопорными кольцами, расположенными в
выточках бобышек поршня.
Шатун служит для соединения поршня с кривошипам коленчатого
вала. Шатун состоит из: верхней головки, стержня двутаврового сечения и нижней
разъемной головки. Шатун изготавливают из высоколегированной стали. В верхнюю
головку шатуна запрессовывается втулка из оловянной бронзы. Нижняя крышка
крепится к шатуну с помощью стальных болтов. В нижней крышке шатуна имеется
отверстии для направления разбрызгивания масла. Нижние крышки маркируются
номером цилиндра. Нижняя головка шатуна по ширине меньше диаметра поршня, что
позволяет выполнять поршень с шатуном через верх цилиндра. В нижней головки
шатуна размещены вкладыши изготавливаемые из стальной ленты и покрытые тонким
слоем антифрикционного покрытия от праворачивания в нижней головке вкладыши
удерживаются выступами, которые входят в канавки, в крышки шатуна.
Шатунно-поворотная группа.
Установка поршней и шатунов в блок цилиндров.
1)
Стенки цилиндра смазать
моторным маслом.
2)
Установить поршень с
шатуном в цилиндр сверху.
3)
Обжать поршневые кольца
обжимкой и вместе с поршнем установить в цилиндр.
5)
Вставить верхний вкладыш
подшипника в место его установки в шатуне и всё вместе опустить на шатунную
шейку, которая должна находится в Н.М.Т.
6)
Вставить нижний вкладыш в
крышку подшипника.
7)
Уложить крышку со вкладышем
на основание шатуна и пальцами затянуть до упора шатунные болты.
8)
Затянуть шатунные болты с
усилием установленным для крепежа крышки шатунного подшипника.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма.
Основными неисправностями кривошипно-шатунного
механизма в процессе эксплуатации двигателя является: износы коренных и
шатунных шик коленвала, износ коренных и
шатунных подшипников, износ поршневых пальцев и отверстий для них в бобышках
поршней, износ цилиндров и гильз цилиндров, образование нагара на стенках камер
сгорания и днищах поршней, поломка и залегания поршневых колец, ослабление
крепления головки блока цилиндров и двигателя в целом.
Внешними признаками перечисленных неисправностей
являются: падение компрессора в цилиндрах и мощности двигателя, появление
посторонних шумов и стуков, повышенный расход масла и топлива, дымление.
В результате износа сопряженных деталей в двигателе
возникают шумы и стуки, по их характеру можно определить место и причину
неисправности.
Чтобы определить в каком из четырёх цилиндров
происходит стук деталей шатунно-поршневой группы, нужно при работающем
двигателе поочерёдно снимать со свечей провод высокого напряжения. При снятии
провода неисправного цилиндра стуки исчезают, ослабевают.
Требование безопасности при ТО и ремонте
автомобиля на АТП.
При ремонте автомобиля необходимо
принимать меры против их самостоятельного перемещения.
Запрещается ТО и ремонт автомобиля при работающем
двигателе, за исключением случаев его регулировки. Подъёмно-транспортное оборудование
должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому
назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица прошедшую
соответствующею подготовку и инструктаж. Во время работы не следует оставлять
инструменты на краю осмотровой канавы, на капоте, на крыльях автомобиля.
При сборочных работах запрещается проверять совпадения
отверстий в соединяемых деталях пальцем, для этого нужно пользоваться
специальными приспособлениями. Запрещается заграждать проходы между рабочими
местами, узлами и агрегатами. Запрещается отвёртывать гайки зубами. Повышенную
опасность представляют операции по снятию и установке пружин, поскольку в них
накоплена значительная энергия. По этому эти операции необходимо производить на
специальных стендах или с помощью приспособлений обеспечивающих безопасную
работу. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены
предохранительными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном
состоянии. Помещение, в которых рабочие выполняют ТО или ремонт автомобилей
должны оборудоваться: осмотровыми ямами или канавами, эстакадами.
Проточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаления выделяемых паров и
газов, и приток свежего воздуха. Искусственное освещение должно быть
достаточным и безопасным для выполнения работ. На территории предприятия
необходимо наличие санитарно-бытовых помещений.
Работающие с этилированным бензином, должны быть
обеспечены в обязательном порядке горячей водой.
Список используемой литературы.
1.
“Легковые
автомобили”
2.
“Устройство и эксплуатации
автотранспортных средств”
В.Л. Роговцев
А.Г. Пузанков
В.Д. Олдфильд
3.
“Устройство, техническое
обслуживания и ремонт автомобилей”
А.Б. Шегин