Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов
Поволжский филиал Российской правовой
академии Министерства юстиции Российской Федерации
Н А У Ч Н Ы Й Д О К Л А Д
«Вопросы обеспечения прав человека в
деятельности
Службы судебных приставов»
Подготовил:
студент 5 курса Сергеев О.Г.
Научный руководитель:
Канд. юрид. наук, доцент
А.Д.Черкасов
Саратов 2002г.
Конституция Российской федерации (ст.2) впервые закрепила
прямую обязанность государства защищать права человека. При этом подчёркивается
(ст.18), что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,
деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления,
обеспечиваются государством. Государственная защита прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации гарантируется(п.1 ст.45).
Важная роль в социально-юридическом механизме обеспечения
прав человека и гражданина отводится Министерству юстиции Российской Федерации.
Это министерство многофункциональное. В его структуре создана и действует
служба судебных приставов.
Правовую основу деятельности службы судебных приставов
составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О судебных
приставах», «Об исполнительном производстве» и иные федеральные законы, а также
принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента РФ,
правительства РФ, Министерства юстицииРФ.
Как правоохранительный орган Служба судебных приставов
была основана в 1997г. Вызвано это было тем, что при смене социального строя в
государстве, в системе исполнения решения судебно-административных органов
образовался правовой вакум т.е. принимаемые решения, постановления и т.д.
судебными исполнителями не могли исполнятся в силу их слабой правовой
защищённости и практическим отсутствием властных полномочий. Необходим был
новый закон, закон, позволяющий эффективно исполнять судебные решения, закон
наделяющий его представителей более широкими возможностями и полномочиями.
Таким законом в июле 1997г. стал Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» и «Закон о судебных приставах». Начиная с января 1998г.
повсеместно, на всей территории Российской Федерации началась создаваться
Служба судебных приставов. Но, наделив судебных приставов большой властью
законодатель, также предусмотрел и защиту прав человека при исполнении
судебными приставами своих обязанностей.
Прежде всего стоит сразу отметить, что Служба судебных
приставов подразделяется на судебных приставов-исполнителей, исполняющих
решения судов и других административно-правовых органов, и судебных приставов
по обеспечению правопорядка, призванных поддерживать правопорядок в залах
судебных заседаний, охрану судей и участников процесса, осуществлять по
постановлениям судей и судебных приставов-исполнителей приводы граждан не
являющихся по повесткам вышеуказанных должностных лиц. Но во всех случаях
судебные приставы прежде, чем приступить к исполнению своих служебных функций
обязаны предупредить об этом лиц в отношении которых они проводят те или иные
мероприятия.
Не стоит лишний раз упоминать, что защиту прав человека с
предоставлением тех или иных свобод в нашем государстве обеспечивает
Конституция РФ, различные нормативные и правовые акты, издаваемые
Государственной думой. Но вернёмся к судебным приставам, итак при получении
исполнительного листа либо документа приравняемого к таковому, судебный пристав
проверяет соответствие данного документа к предъявляемым законом требованиям.
После того как судебный пристав удостоверится, что исполнительный документ
соответствует предъявляемым требованиям, судебный пристав обязан в течении трёх
суток вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об
отказе от такового (при обнаружении нарушений к предъявляемому к исполнению
документа). Каким образом, в этой стадии исполнительного производства
осуществляется защита прав человека? Пожалуй, только лишь косвенно, судебный
пристав проверяет исполнительный документ на предмет законности оформления т.е.
если документ неправильно оформлен он возвращает его в орган его выдавший,
несмотря на вину лица в отношении которого он выдан (в данном докладе речь идёт
исключительно о физических лицах). Далее, судебный пристав выносит
постановление о возбуждении исполнительного производства причём законодатель
отпускает ему в этом три дня, если судебный пристав выносит постановление
позже, то фактически всё исполнительное производство будет незаконным даже если
его последующие действия будут законными. При выносе постановления о
возбуждении исполнительного производства, судебный пристав обязан копию данного
постановления направить должнику (ответчику) и предложить в пятидневный срок в
добровольном порядке погасить имеющуюся задолженность. Т.е. законодатель,
устанавливает судебному приставу конкретные сроки, в рамках которых судебный
пристав-исполнитель должен провести процессуальные действия. Без соблюдения
этих процедур все его последующие действия могут быть должником обжалованы.
Важной организационно-правовой гарантией
является институт обжалования
действий судебного пристава. Право граждан обжаловать действия должностного
лица – одно из важных конституционно-правовых средств защиты их прав и законных
интересов (п.2 ст.46 Конституции РФ). В соответствии с этим пункт 1 ст.19
Федерального закона «О судебных приставах» и пункт 1 ст.90 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» предусматривают, что действия судебного пристава
могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
В целом законодатель даже в стадии исполнения решения
правоохранительного органа, выдавшего исполнительный документ, т.е. когда вина
ответчика уже установлена и доказана и из ответчика он превращается в должника
тем не менее даёт ответчику право на обжалование такого решения (статьи«Закона
о судебных приставах»). При этом при подаче такого заявления в соответствующие
органы судебный пристав обязан вынести постановление на приостановление
исполнительного производства до вынесения решения вышестоящего органа в который
должник направил соответствующее заявление. Подать жалобу на незаконные
действия судебного пристава либо на их отсутствие заинтересованное лицо может
подать: Старшему судебному приставу; в главное управление Службы судебных
приставов по региону или области; в Министерство Юстиции РФ; в районную,
городскую, областную, генеральную прокуратуру; в районную, городскую, областную
администрации; в Комитет по защите прав человека; Региональному представителю
президента; в районный, городской, областной, Верховный суд, а при исчерпании
всех возможных методах внутригосударственного урегулирования, в международный
суд в г.Страсбурге в республике Франция. Причём подать жалобу либо исковое
заявление можно на любой стадии исполнительного производства. В 1999г. на
действия судебных приставов-исполнителей от граждан и юридических лиц в суд
поступило 25 тыс. жалоб, из которых 10 тыс. были удовлетворены в пользу истцов.
Институт возмещения вреда, причинённого действиями
судебных приставов, закреплён в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» и в
п.2 ст.90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» согласно которым
ущерб (вред), причинённый судебными приставами гражданам и организациям,
подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством
РФ.
В федеральном законе «Об исполнительном
производстве» ст.44 закрепляет, что является основанием применения мер
принудительного исполнения, ст. 45 устанавливает перечень мер принудительного
исполнения, а в ряде последующих статей прописан порядок осуществления мер принудительного исполнения. Далее при
совершении исполнительных действий, связанных с принудительным исполнением, в
обязательном порядке составляются следующие документы: акт описи и ареста
имущества, акт изъятия арестованного имущества, акт описи и ареста денежных
средств, акт изъятия денежных средств, акт о вселении либо выселении, акт о
вскрытии помещения. Все эти акты в обязательном порядке составляются в
присутствии не менее двух понятых, при этом понятые должны быть люди абсолютно
посторонние, не заинтересованные в исполнительном производстве и не состоять в
родственных отношениях с кем либо из участников исполнительного производства.
Не соблюдение любого из этих принципов, ставит под угрозу законность действий
судебного пристава, и даёт возможность участникам исполнительного производства
для подачи жалобы в вышестоящий орган на его действия. Так же законодатель
ограничивает время работы судебного пристава: в обычные дни с 6.00 до 22.00; в
случаях крайней необходимости и с 22.00 до 6.00, только с письменного
разрешения старшего пристава; в праздничные и выходные дни в любом случае
только с письменного разрешения старшего судебного пристава. То есть судебный
пристав не явится к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти
рамки закона.
Анализ практики деятельности Службы судебных приставов
позволил выявить факты несовершенства и пробельности действующего
законодательства, регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и
законных интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного
Суда Российской
Не менее серьёзная проблема – недостаточный уровень правовой культуры и
нравственных ценностей судебных приставов исполнителей. Статья 3 ФЗ «О судебных
приставах» гласит: Судебным приставом может быть гражданин Российской
Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее
или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава –
высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам,
а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. То есть
судебным приставом может быть любое лицо имеющее среднее образование и при этом
наличие службы в армии считается необязательным.
Институт обязанности судебных приставов
действовать в строгом соответствии
с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в
зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и
оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями
своих служебных обязанностей действуют также на основании закона «О судебных
приставах». Так, согласно ст.13 Федерального закона «О судебных приставах»
судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с
законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов
граждан и организаций. А ст.15 этого закона строго регламентирует условия и
пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного
оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго
придерживаться не только закона «О судебных приставах» но и как судебные
приставы-исполнители всех действующих законов и нормативных актов на территории
нашего государства.
К примеру, при осуществлении привода лица не
являющегося по повесткам судебного пристава-исп. либо судьи судебный пристав
обязан иметь постановление о приводе в котором должны быть правильно указаны
данные лица, которое необходимо доставить, при доставке данного лица судебный
пристав должен быть вежлив и корректен настолько насколько это возможно.
Использовать спецсредства только в случае крайней необходимости и только после
предупреждения.
Какие мы сможем сделать выводы:
предоставив судебным приставам полноту и широту власти, законодатель тем не
менее сделал всё возможное для того, чтобы оградить и защитить человека от
чиновничьего произвола, лишить госслужащих самоуправства, обязал судебных
приставов действовать только в строгих рамках закона.