Развитие культуры в петровскую эпоху. Новшества в быту
Доклад
на тему:
Развитие культуры в петровскую эпоху.
Новшества в быту.
Выполнил
ученик 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко Николай
Учитель:
Горькова Н.С.
2008
г.
Личность
Петра I (1672 – 1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей
мирового масштаба. Проводимая им политика европеизации явилась главным фактором
превращения России в великую державу.
В конце 17 в. Россия
была отсталой страной. Городов в ней насчитывалось гораздо меньше, чем на
Западе. Процветало крепостническое право. Россию миновали и Возрождение, и
Реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало,
математика или другие науки игнорировались или презирались. А в Западной Европе
в это время Ньютон написал свои "Начала", расцветала литература и
философия.
“Англичанин Флетчер,
бывший в России при Борисе Годунове, так писал в своей книге: ”Русские люди,
по-видимому, способны ко всяким искусствам, но они не отличаются ни в каком
ремесле, а всего меньше в науках, от которых их удаляют с намерением, чтобы
удобнее было держать их в том рабском состоянии, в каком они находятся, и чтобы
у них не было ни ума, ни мужества. С тою целью им запрещают путешествовать,
чтобы они ничему не научились и не увидели обычаев других стран”. Русское государство
было долгое время отгорожено от всего остального мира. В государстве не было ни
фабрик, ни заводов, ни искусных ремесленников. Войско плохо обучено; не отливаются
пушки, не изготовляется хорошее оружие, хороший порох. За всем этим приходилось
обращаться к иностранцам, все приходилось покупать в других государствах, а
денег у правительства было мало.
Пётр, используя опыт
западноевропейских стран, провел реформы в области государственного управления
(губернская реформа 1708—1715, создание коллегий, Сената, органов высшего
контроля), организации военного дела (введена рекрутская повинность и
обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось
строительство флота), промышленности, торговли, просвещения (открыты многие
учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука).
В правление Петра I
отсталая страна совершила огромный скачок вперед в промышленном развитии.
Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в
Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и
профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского
содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые
публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии
наук. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее
отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и
столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его водительством они навеки
прославили русское оружие.
Реформа в области культуры.
Главным содержанием
реформ было становление и развитие культуры и просвещения,
"европеизация" в быту и направлении развития культуры.
Преобразования, охватившие
все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъёма общего
культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса.
Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и
флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство
крепостей; владевших техническими знаниями. Всё это вызвало расширение учебных
заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах
уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу
и другим наукам. Это было качественно новое явление.
Первая светская школа,
послужившая основой для Морской академии в Петербурге, была открыта в 1701 году
в московской Сухаревой башне - "Школа математицких и навигацких
наук". Вслед за ней создаются медицинские, инженерные,
кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Сеть школ в
дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях.
Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причём в роли
преподавателей выступали ученики Навигационной школы. К концу первой четверти
18-го века по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети
духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат в
гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае
правительство организовало первые в России горные школы, готовившие
специалистов горнорудного дела.
Чтобы удержать
командные высоты в государстве, дворянство должно было овладеть знаниями.
Поэтому обучение дворянских детей стало для них своего рода повинностью. Наряду
с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом
отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены,
нередко в присутствии царя.
С расширением сети школ
связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель
Славяно-греческо-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил
"Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учиться хотящим".
В 1703 году вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука числительная"
Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по
математике. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной
книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в
основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих
аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета
"Ведомости", публиковавшая информацию о международной, внутренней и
культурной жизни того времени, ходе военных действий.
Крупный вклад в
развитие отечественной науки внесли географы, отважные русские землепроходцы. Устюжский
крестьянин Владимир Атласов в 1697-1699 годах составил первое этнографическое и
географическое описание Камчатки. В 1713-1714 годах русские землепроходцы
побывали на Курильских островах. Русские картографы Ф.Саймонов и К.Верден
нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 году карта была
опубликована в России и подарена Петром I Парижской академии, которая избрала
его своим членом. Картографы петровского времени "открыли" Аральское
море, о котором западноевропейские учёные не имели достоверных сведений.
Трудами Василия Киприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены
Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона.
Русскими топографами
составлены карты Каспийского моря, Курильских островов и подготовлен первый
Географический атлас России - всё это должно было способствовать освоению
территории и недр страны.
Поиски полезных
ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья,
Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. Особенно успешно велось изучение горнорудных
богатств Урала и Сибири, в Забайкалье были найдены залежи серебра. Это дало
возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди и серебра.
Бурные события
современности нашли отражение в исторических сочинениях, написанных по заданию
Петра. Среди них обстоятельностью изложения отличается "Гистория Свейской
войны", опубликованная в 1770-1772 годах под названием "Журнал или
Подённая записка Петра Великого", а также "Разсуждение о причинах
Свейской войны". Автор "Разсуждения" крупный дипломат Пётр
Шафиров даёт обоснование прав России на отвоёванное у Швеции побережье
Балтийского моря. Петру I принадлежит послесловие к этой книги.
Созданная Петром I
Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных
предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т.д. Это было
началом музейного дела в России.
Самое крупное
достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 году
Петербургской Академии наук. Инициатива её организации принадлежит Петру.
Петербургская академия наук имела твёрдый государственный бюджет.
Распространению научных
знаний способствовало развитие типографского дела. С 1708 года книги
гражданского содержания печатаются новым шрифтом. Вместо старых буквенных вошли
в употребление арабские цифры.
Преобразования оказали
существенное влияние на содержание художественных произведений. Василий
Кариотский - литературный герой петровского времени - символизирует эпоху,
открывшую доступ людям незнатного происхождения, но "острого ума" к
высшим должностям в государстве. Светским содержанием наполняется и театральное
искусство. В 1702 году в Москве был открыт общедоступный публичный театр.
С первой четверти XVIII
века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке
городов, преобладает гражданское строительство. Облик города определяет уже не
культовая архитектура, появляется новый тип общественных зданий -
административного, промышленного и культурно-просветительного назначения.
Таковы монументальный Арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 году, а
также здание Суконного двора.
Воплощением новшества в
церковной архитектуре старой столицы явилась Меньшиковская башня, сооружённая
русским зодчим И.П. Зарудиным. Её достопримечательностью являлся шпиль и
привезённые из Англии часы: 50 колоколов разной величины отбивали время через
каждые четверть часа.
Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство
петровского времени нашли в Петербурге. Одновременно начатое строительство
Петропавловской крепости, Гостиного двора, Биржи и порта символизировало
будущее нового города. Застройка Петербурга велась по заранее разработанному
плану. Специальным указом был установлен тип зданий. Первые монументальные
здания новой столицы империи связаны с именами архитекторов Доменико Трезини,
Ивана Устинова, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербурга -
Петропавловский собор был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная
золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле что, по
мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над старой.
Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные
дворцово-парковые ансамбли в её окрестностях. К ним относится дворец Меньшикова
в Ораниенбауме.
В живописи на смену
иконописи приходит портрет. Живопись первой четверти 18 века представлена
работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. Оба получили известность в качестве
портретистов.
К тому же времени
относятся попытки создания русского театра, однако профессиональные
"комедиальные храмины" в Москве и Петербурге просуществовали недолго.
Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением
кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые
драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича "Владимир",
"Слава Российская" Ф. Жуковского и т.д.
Новшества в быту.
Новшества в быту царь начал вводить одними из первых.
Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. 4 января
1700 года издан указ о запрещении носить длиннополое платье. Старая привычная
долгополая одежда с длинными рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и
жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах
старую русскую одежду. В 1705 году последовал указ, вводивший налог на право
носить бороду.
Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ
1702 года установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были
заменены обручением. При заключении брака главными действующими лицами стали
жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по
принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 года вводил
для дворянина образовательный ценз при заключении брака: жених должен был быть
непременно грамотным. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств.
При Петре издавались постановления о правилах воспитания и поведения детей.
Изменилось представление о дворянском досуге. Была
введена новая форма публичного общения - ассамблея, где наряду со знатью
присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера.
Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства
"правил хорошего тона" и "благородного поведения в
обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.
Перестраивая быт дворян
и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Что касается основной
массы населения, то его быт практически оставался неизменным.
Список
использованной литературы.
Заичкин
И. А., Почкаев И. Н. Русская история.
переворотов
до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+.
В правление Петра I отсталая страна совершила огромный
скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики,
приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета,
были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые
типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей.
Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец,
первый указ об организации Академии наук. Детищем Петра по праву считается
военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия,
великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его
водительством они навеки прославили русское оружие.
Реформа
в области культуры.
Главным содержанием реформ было становление и развитие
культуры и просвещения, "европеизация" в быту и направлении развития
культуры.
Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не
могли быть проведены без подъёма общего культурного уровня населения, в первую
очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал
грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное
и морское дело; строительство крепостей; владевших техническими знаниями. Всё
это вызвало расширение учебных заведений и реорганизацию системы обучения.
Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии,
фортификации, инженерному делу и другим наукам.
Первая светская школа, послужившая основой для Морской
академии в Петербурге, была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне -
"Школа математицких и навигацких наук". Вслед за ней создаются
медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные
школы. Сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными
школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии.
С расширением сети школ связано появление разнообразной
учебной литературы. Учитель Славяно-греческо-латинской академии Фёдор
Поликарпов в 1701 году выпустил "Букварь ". В 1703 году вышла
знаменитая "Арифметика " Леонтия Магницкого.
С 1703 года систематически выходила первая русская
газета "Ведомости", публиковавшая информацию о международной,
внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.
Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору
коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия,
естественнонаучных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.
Самое крупное достижение в развитии отечественной науки
состояло в открытии в 1725 году Петербургской Академии наук.
Светским содержанием наполняется театральное искусство.
В 1702 году в Москве был открыт общедоступный публичный театр.
С первой четверти XVIII века преобладает гражданское
строительство. Облик города определяет уже не культовая архитектура, появляется
новый тип общественных зданий - административного, промышленного и
культурно-просветительного назначения.
В живописи на смену иконописи приходит портрет.
Новшества
в быту.
Новшества
в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный
внешне был похож на европейца. 4 января 1700 года издан указ о запрещении
носить длиннополое платье. Старая привычная долгополая одежда с длинными
рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы,
чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. В 1705
году последовал указ, вводивший налог на право носить бороду.
Существенным
изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок
бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением. При заключении
брака главными действующими лицами стали жених и невеста. Указом 5 января 1724
года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны
господ. Указ 20 января 1714 года вводил для дворянина образовательный ценз при
заключении брака: жених должен был быть непременно грамотным. Воспитание детей
тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались постановления о
правилах воспитания и поведения детей.
Изменилось
представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения
- ассамблея, где наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы
и даже корабельные мастера. Учреждение ансамблей положило начало утверждению в
среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного
поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно
французском языке.
Перестраивая
быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Что касается
основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.