И.И.Крылов на Кавказских Минеральных Водах. Изучение проблемы
И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
(Сообщение
на научно-практической конференции
«И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».
Новочеркасск. 9 июня 2004 года).
Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел,
терзающий змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных
Вод. Основой этого символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в
Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была
«растиражирована» в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, то местные
краеведы, историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла на месте выхода
главного, Александровского источника, была установлена вовсе не случайно и
появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских Минеральных вод.
Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная мощь целебных минеральных
источников, змея – болезни, которые побеждаются с помощью минеральной воды.
По последним разысканиям краеведа С.В.Боглачева, было
установлено, что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше
– в 1901 году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на
Горячей горе еще один курортный парк и украсить его различными скульптурами.
Имя создателя Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо известно на КМВ,
так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослежена
биография Шодкого.
Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя –
художника И.И. Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.
Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских
Минеральных Водах в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что в оформлении
сцен Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске галерей (то есть
казенных театров) принимал также участие некий художник И.И. Крылов, которому
затем была предоставлена возможность устроить в Пятигорске персональную
выставку. Сопоставив время установки скульптуры Орла и устройство галерей –
1901-1902 годы мы высказали предположение, что в одном и другом случае речь
идет об одном и том же человеке.
Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова
в Пятигорске удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в
Петербургской Академии художеств.
Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С.В.Боглачев
смог выяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной
газете появилась публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовал
результаты своих исследований. Позже эта статья была включена в альманах
«Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактический
материал для истории КМВ.
Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого
художника нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому,
что когда-то в Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М.Ю.
Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих пор
остается загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однако портрет этот
был очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-заповеднике М.Ю.
Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х годов с изображением
различных торжеств, посвященных знаменательным лермонтовским датам. На
некоторых из них запечатлены депутации с портретом одного и того же портрета
Лермонтова. Нам было известно, что в Лермонтовской галерее долгие годы висел
над сценой портрет поэта, вероятно, он же и запечатлен на фотографиях. Логично
допустить, что его рисовал также И.И.Крылов, одновременно с декорациями.
Но для этого нужны документальные доказательства.
Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника
И.И.Крылова, в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался
факт, что в Новочеркасске существует мемориальный музей художника.
Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа с
сотрудниками музея И.И.Крылова поможет стереть белые пятна и в истории
Кавказских Минеральных Вод.
В заключение приводим публикации в пятигорской газете
«Кавказские Минеральные Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем
регионе. Думаем, что они могут быть интересны и для изучения биографии
художника в Новочеркасске.
А.Н.
Коваленко, зав.мемориальным
отделом Гос.музея-заповедника
М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.
Приложение
к сообщению.
На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных
вод с участием многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и при
довольно многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и прием
театральных декораций, изготовленных и написанных художником И.И.Крыловым.
Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судить о
производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты красного,
белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше напоминающая картину,
передняя занавесь, изображающая чудный уголок Адриатики с бело-мраморным
дворцом на берегу моря, с красивой и воздушной панорамой на заднем плане.
Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная
декорация, задним планом которой служит занавесь с изображением таинственной
лесной прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся зеленью с
плавающими на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации изображена с
реальностью, доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатление также оставляет
декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой и мощно-красивой
природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют из себя также
декорации городской площади и внутренности тюрьмы. Остальные, - также не
разрушают приятного впечатления, оставленного перечисленными уже декорациями.
Невольно радуешься, что на долю этого театра выпала возможность иметь не
пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации, более чем наполовину,
представляющие чисто художественный интерес. Этим же талантливым художником
выполнены декорации и в театре Железноводской галереи.
Газета
«Кавказские Минеральные Воды»,
1902
г., № 15, 15 мая, с.3.
«Обзор картинных выставок в Пятигорске».
К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и
театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки
картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своими произведениями
красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки России и дающих
своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее бесчисленных народностей.
Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что
г-н Крылов выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из
Петербургской академии художеств вынес искусство передавать бесконечные дали
родных степей. Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная», фигурировавшая
на последней всемирной Парижской выставке, всего лучше передает зрителю это
волнующееся море травы, переливающееся серебром, под горячими лучами летнего
солнца, степные наездницы, гарцующие по-мужски в своих ярких халатах живописно
оживляют киргизскую степь. «Объездчики» ранним утром приостановили своих коней
и, кажется, залюбовались долиной реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то
далеко-далеко. «Пора домой» - интересный жанр: козел-вожак стада подошел к
заснувшему пастуху и остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего
отдыхающего повелителя. С соседнего холмика другой козлик наблюдает отважится
ли старший вожак разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще мирно пасется,
предоставляя решить вопрос о возвращении на ночлег своим бравым вожакам. И
снова на десятки верст расстилается травянистая степь.
Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый
материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным
Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен, когда
не было еще настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина Терека у
Владикавказа», рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными скалами.
Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком,
грациозной Бештау, дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и
матушка Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки»,
переданы художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в каталог
заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей богомольцев, и
разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.
Перед нами не только картины, дающие абрисы известных
местностей, но передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное
артистом. Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной
мир, где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее и
заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина эта
была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70 номеров
некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что создал
художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и украшают
дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются «Крымские берега у
Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны – картина «Весна»; этюд к
которой подарен художником в пользу Пятигорского Благотворительного общества…
Газета
«Кавказские Минеральные Воды»,
1902, № 84, 23
июля, с.2-4.